10 февраля 1837 года мир отечественной литературы потрясло ужасное известие. Замер Петербург, замерла Россия. Великий писатель и основоположник современного русского языка Александр Пушкин погиб от смертельного ранения на дуэли.
Он уже в те времена считался гением и главным поэтом‑художником России, поэтому такое трагическое событие по‑настоящему всколыхнуло все поэтическое сообщество. На следующий день после смерти Пушкина в петербургской газете «Литературные прибавления к „Русскому инвалиду“» появилось краткое извещение, которое ввело в русский язык новое выражение — «солнце русской поэзии».
И все же, несмотря на то что «солнце русской поэзии» закатилось, сама русская поэзия и тем более русская литература остались живее всех живых. Появились и другие посвящения — не только изобличающие, как «29‑е января 1837» Федора Тютчева, но и пронзительно лиричные, как «Восточная поэма на смерть Пушкина» азербайджанского поэта Мирзы Фатали Ахундова.
Но самым известным стихотворением о гибели Александра Сергеевича стала «Смерть поэта» Михаила Лермонтова. Автор не был лично знаком с Пушкиным, но это трагическое событие задело его, как одного из крупнейших представителей поэтического сообщества.
Но «Смерть поэта» — это не просто реакция. Произведение занимает в истории отечественной литературы особое место. Это наиболее ранняя по времени и несравненная по поэтической силе обобщающая оценка исторического, всенародного значения Пушкина, его «дивного гения» для России и в этом смысле выдающийся акт общественного, национального самосознания.
Но так считаем сейчас мы, надменные потомки. А в те времена стихи Михаила Юрьевича пришлись по душе не всем. Особенно тем, кого он так яростно, со всей мощью «второго столпа» русской поэзии обличал.
Когда же известия о «неприятных» стихах дошли до царя, Николай I, который ранее простил дуэль и прочие прегрешения лежащему на смертном одре Пушкину, сказал:
«Приятные стихи, нечего сказать; я послал Веймарна в Царское Село осмотреть бумаги Лермонтова и, буде обнаружатся еще другие подозрительные, наложить на них арест. Пока что я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».
Лермонтова арестовали, после отправили в ссылку. При этом после «Смерти поэта» он стал одним из самых популярных писателей в России. Его даже стали иначе воспринимать. Он вошел в круг пушкинских друзей и наконец‑то начал печататься: почти каждый номер журнала Андрея Краевского «Отечественные записки» выходил с новыми стихотворениями поэта.
Лермонтов продолжал писать, выпустил роман «Герой нашего времени» и не менее легендарные поэмы «Мцыри» и «Песню о купце Калашникове» и уже хотел полностью отказаться от военной карьеры и посвятить себя литературе. Однако молодость и буйный нрав корнета лейб‑гвардии не давали ему спокойно жить.
В 1841 году, всего через три года после гибели Пушкина и создания резонансного и самого известного своего стихотворения, Лермонтов принял участие в очередной дуэли и погиб, получив смертельное ранение в грудь. По горькой иронии судьбы второй великий поэт, тот, кто мог заменить нам Пушкина, скончался, повторив участь своего героя.
И все же у Пушкина и Лермонтова был выбор избежать запрещенных в то время дуэлей и продолжить жизнь и писательскую карьеру, но бывают случаи, когда недруг не так благороден и главная цель — это не просто восстановление «поруганной чести», а физическая ликвидация врага.
Александр Грибоедов был известным не только по своей легендарной поэме «Горе от ума», но и как глава русской дипмиссии в Персии. Как и остальные дворяне того времени, он участвовал в дуэлях, но остался жив, пусть и был ранен в кисть.
По этой ране тело поэта и опознали после жестокой резни в Тегеране, когда в российское посольство ворвались религиозные фанатики. Зачинщиком нападения был моджахед Месих. По показаниям персидских сановников, в тот день у посольства находилось около ста тысяч человек. Руководители заговора может и не хотели такого исхода, но быстро потеряли контроль над взбешенной толпой.
Конвой миссии из 35 казаков оказал сопротивление, но силы были неравны. Грибоедов спустился ко входной двери, которую пытались оборонять казаки, и также яростно сражался с супостатами, но погиб. Тело дипломата, изуродованное до неузнаваемости, опознали по остаткам посольского мундира и старому ранению.
Что же случилось дальше? Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамленный множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов, а ныне представлен в коллекции алмазного фонда.
Николай I ответил персидскому шаху, приняв алмаз:
«Я предаю вечному забвению злополучное тегеранское происшествие».
И вот такими, актуальными во все времена методами царь, показав себя одним из ярких представителей фамусовского общества, замял неудобное событие. Однако потомки помнят не только творчество, но и самого Грибоедова.
Творчество Пушкина повлияло на его смерть лишь косвенно: завистники распространяли грязные пасквили, которые просто не могли не разозлить вспыльчивого поэта. Дуэльный оппонент Лермонтова, напротив, защищал свою честь, а мерзкие убийцы Грибоедова так и вообще вряд ли понимали, кого разрывали собственными руками. Но что, если на убийство поэта влияет непосредственно его творчество?
8 декабря 1980 года Джон Леннон, участник знаменитых The Beatles, был убит человеком, который еще несколько часов назад брал автограф у него. Поклонник страдал массой психических расстройств, завидовал образу жизни Леннона и просто хотел прославиться. Именно поэтому он пять раз выстрелил в спину самому известному участнику «ливерпульской четверки». Убийца жив и по сей день и, несмотря на то что отбывает пожизненное, не забывает при каждом удобном моменте подавать прошение о досрочном помиловании. К счастью, безрезультатно.
Несмотря на то что писатели — обычные люди из плоти и крови, своим творчеством они воздвигают себе нерукотворные памятники, к которым не зарастает народная тропа, а надменные потомки продолжают помнить великих и через много лет. В отличии от их убийц.
Мазина Вероника Дмитриевна
Рязанова Татьяна Владимировна
Макманус Карен М.
Ябурова Анна Юрьевна
Миллер Кирстен
Касивай Хисаси
Цыпкин Александр Евгеньевич
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Старостин Роман Эдуардович
Рихтер Александрия
Сальников Алексей Борисович
Кин Кэролайн
Феррари Энцо
Литвак Михаил Ефимович
Сапгир Генрих
Сантини Бертран
Сухарев Александр Алексеевич
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Оно Косукэ
Джексон Холли
Эпплбаум Энн
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Кинг Стивен
Пелевина Оксана
Фонтен Максим
Алекс Эсперанса
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.