Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
День рождения Сергея Есенина

День рождения Сергея Есенина

03.10.2022

Сергея Есенина по праву можно назвать самым народным поэтом. В его творчестве есть все, что свойственно «загадочной русской душе»: молодецкая удаль и тяга к бесчинствам сочетаются в нем с совестливостью, склонностью к самоанализу и беззаветной любовью к Родине. За это Есенина обожают все — от томных столичных барышень до суровых криминальных авторитетов, которые, по воспоминаниям Варлама Шаламова, других поэтов попросту не признают.

Личность Есенина многогранна и противоречива: он вырос в русской глубинке, но блистал в петербургских салонах; он был приближен к царской семье, но всей душой поддерживал революцию; он встречался с самыми красивыми девушками мира, но чувствовал себя одиноким.

Есенин родился в Рязанской губернии. Стихи начал писать в 9 лет и уже тогда твердо решил, что будет поэтом. Но его родители настаивали, чтобы сын стал учителем. Это привело к разладу: приехав в Москву, Есенин не поступил в учительский институт, как обещал, а стал рассылать свои стихи в журналы и газеты. Родители перестали посылать сыну деньги, а московские издания стабильно отвечали поэту отказом. Чтобы выжить, Есенину пришлось сначала устроиться продавцом в книжный магазин, а потом — корректором на типографскую фабрику.

Тогда же Есенин увлекся революционными идеями: раздавал листовки, агитировал рабочих и участвовал в забастовках. Политические взгляды поэта отразились и на его стихах. Это понравилось редакциям московских журналов — произведения Есенина стали печатать. Но к тому времени поэта уже не устраивала локальная известность: он послал свои стихи в петербургские журналы, а не получив ответа, переехал в столицу Российской империи сам.

Только приехав, Есенин сразу отправился к своему кумиру — поэту Александру Блоку. Тот принял гостя на удивление радушно и ввел его в культурные круги столицы — познакомил с известными петербургскими поэтами и дал рекомендации для столичных журналов.

Есенин быстро влился в творческую жизнь Петербурга — постоянно публиковался в периодике, активно участвовал в различных поэтических объединениях, часто выступал на литературных вечерах. Там Есенин первое время играл роль простого деревенского мужика: выходил к зрителям в лаптях, косоворотке и с гармошкой, что принесло ему ошеломительный успех у столичной публики. Но не всем такой образ понравился: так, Владимир Маяковский называл его «бутафорским» и даже предлагал Есенину пари, что скоро тот избавится от атрибутов «деревенщины». Ждать пришлось недолго: как только Есенин отдалился от кружков крестьянских поэтов, он радикально преобразился и стал носить исключительно щегольские костюмы. Это очень забавляет Маяковского: то ли в шутку, то ли всерьез он требует Есенина признать поражение.

Противостояние Есенина и Маяковского — один из главных литературных мифов Серебряного века. У них действительно были творческие разногласия, и они иногда критиковали друг друга. Так, Есенин однажды назвал «бездарными» стихи Маяковского об Америке. Тот за словом в карман не полез и окрестил своего коллегу «балалаечником». Чем не рэп‑баттл начала XX столетия? Однако подобное все же случалось нечасто, и в целом поэты относились друг к другу вполне дружелюбно: Есенин собирался вступить в творческое объединение ЛЕФ, лидером которого был Маяковский, и отмечал его важность для русской литературы, а Маяковский, в свою очередь, неоднократно хвалил Есенина, в том числе публично, и искренне горевал, когда тот умер.

Сразу после первого успеха Есениным заинтересовались российские власти: им нужен был популярный поэт, сочувствующий монархии. Расчет был простой: нужно сделать так, чтобы Есенин стал зависим от императора. И такая возможность скоро представилась: поэта мобилизовали на Первую мировую войну, и он должен был попасть на фронт. Но за него незамедлительно заступились императорский фаворит Григорий Распутин и придворный поэт Николай Клюев — благодаря их ходатайству Есенина определили на службу в запас. Но свободолюбивый поэт не чувствовал себя обязанным властям и не собирался слагать стихи во славу императора, за что его все же отправляют на войну. Но поэту повезло — до фронта он так и не доехал, поскольку началась революция.

Ее Есенин встретил с радостью — создал несколько просоветских поэм, подготовил три сборника стихов и основал вместе со своим другом Анатолием Мариенгофом новое поэтическое направление — имаженизм. Но творческий расцвет длился недолго — друзья по кружку имажинистов быстро превратились в собутыльников, и Есенин целыми днями пропадал в кутежах. Это сильно отразилось на его произведениях: жизнеутверждающие деревенские и энергичные политические темы сменились стихами о депрессии и одиночестве. Также на Есенина ополчились журналисты, которые обвиняли его в асоциальном поведении, что, впрочем, было недалеко от истины: на поэта к тому времени уже было заведено несколько уголовных дел за хулиганство. Выход Есенин нашел в путешествиях — он отправился по местам Пугачевского восстания в Поволжье и Среднюю Азию, где написал поэму о легендарном атамане. Ее с восторгом приняла как публика, так и критики: поэму хвалили писатель Максим Горький и режиссер Всеволод Мейерхольд.

В это же время Есенин встречает американскую танцовщицу Айседору Дункан. Несмотря на то, что та была старше поэта на 17 лет и их разделял языковой барьер, Дункан стала главной женщиной в жизни Есенина. Через год они поженились, и поэт поехал вместе с супругой в турне по Западной Европе и США. Советские власти этому не препятствовали— Есенин пообещал им договориться об издании русских книг в Германии и урегулировать отношения между СССР и США. Поэт возлагал на поездку большие надежды, но они не оправдались: его разочаровала бездуховность американцев: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет».

После возвращения на Родину Есенин развелся с Дункан, что стало для него серьезным ударом. Второй удар — разрыв со старым другом Анатолием Мариенгофом и роспуск группы имажинистов. Есенин ищет утешения в своей новой возлюбленной Софье Толстой — внучке писателя Льва Толстого. Они поженились вскоре после знакомства, но семейная жизнь не сложилась. И Есенин снова начал пить.

Советская власть беспокоилась о здоровье поэта. Глава ВЧК Феликс Дзержинский лично велел отправить Есенина в санаторий, но сделать это было не так‑то просто: поэта долго не удавалось найти. В конце концов Есенина отправили в психоневрологическую клинику, откуда он сбежал. Через месяц его тело нашли в ленинградской гостинице «Англетер» — поэт покончил с собой.

Сергей Есенин оставил после себя богатое литературное наследство — его стихи до сих пор читают на экзаменах в театральных вузах, на них пишут песни и переводят их на другие языки.

В нашей подборке мы собрали как произведения самого Есенина, так и книги о нем — все, что поможет вам лучше понять одного из самых значимых поэтов Серебряного века.

Я московский озорной гуляка

Аннотация

Сергей Есенин — великий русский поэт, чей потрясающий и многогранный талант подарил миру проникновенную лирику, залихватские строки кабацких стихов, вдумчивые рассуждения о Родине. Воспевая родную природу, Русь‑Россию, любовь к жизни и миру, Сергей Есенин словно облекает в слова наши собственные чувства и эмоции, тонко передает настроение и волнует душу.

За свою короткую жизнь он выпустил множество поэтических книг и сборников: его первая книга вышла, когда Есенину едва исполнилось двадцать лет, а последнее стихотворение, написанное собственной кровью, легло на бумагу через десять с небольшим лет. «Будь же ты вовек благословенно, что пришло процвесть и умереть».

Подробнее о книге

Клен ты мой опавший...

Аннотация

Стихи и поэмы Есенина, собранные под этой обложкой, дают полное представление о многогранности его таланта. Его лирический герой, человек легкий и солнечный, в то же время философ, задумывающийся о бренности земного, о призрачности любви, о предательстве и коварстве.

«Клен ты мой опавший...», «Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу...» — строки этих и других есенинских стихов стали поистине народными и до сих пор обжигают сердца читателей.

Подробнее о книге

Сергей Есенин. Навсегда остался я поэтом

Аннотация

В книге представлена широкая панорама мнений и оценок, связанных с жизнью и творчеством великого русского поэта Сергея Есенина. Среди участников этого обстоятельного разговора современные исследователи, ученые, литераторы. Все вместе они размышляют над причудливыми изломами есенинской биографии; над истоками его поэзии; над непростым временем, в котором суждено было существовать гению Есенина.

Читатель станет свидетелем споров, которые продолжают вести есениноведы по сей день, и, возможно, сделает для себя вывод — кем был этот человек, сказавший о России так, как больше никому сказать не суждено.

Поскольку книга основана на живых интервью, взятых у участников издания, большинство мнений можно прочитать только здесь.

Подробнее о книге

Серебряный век (Есенин, Ахматова, Пастернак, Раневская и др.)

Аннотация

Серебряный век — это уникальное явление в отечественной духовной культуре, начало которому было положено в 1890‑е годы позапрошлого столетия. А завершение его датируется концом 1920‑х годов.

В нашем альбоме собраны достаточно известные и очень редкие портретные фотографии ярчайших представителей той удивительной эпохи (Александра Блока, Николая Гумилева, Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, Сергея Есенина, Корнея Чуковского и многих других), а также их многочисленных последователей, созданные легендарным фотографом XX века Моисеем Наппельбаумом.

Подробнее о книге

Дневник моих встреч. Цикл трагедий. От Максима Горького до Анны Ахматовой

Аннотация

Юрий Анненков (1889–1974), прекрасный график, живописец, театральный художник, начал свой творческий путь в 1910‑е годы, быстро заняв видное место в культурном мире Петербурга. Повествуя о своих современниках, личностях выдающихся, с которыми его связала искренняя дружба, он постоянно говорит и о самом себе, и о том, как сложилась его жизненная история, его судьба. Написанные художником литературные портреты, по стилистике родственные его же талантливым графическим, украсившим книгу, называли «синтетическими образами», то есть предельно обобщенными, сконцентрированными на чем‑то значительном. Своему дневнику Анненков дал подзаголовок, в котором отразил печальные линии биографий своих персонажей.

А это Максим Горький, Александр Блок, Николай Гумилев, Анна Ахматова, Георгий Иванов, Велимир Хлебников, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Евгений Замятин, Борис Пильняк, Исаак Бабель, Михаил Зощенко, Алексей Ремизов, Сергей Прокофьев, Илья Репин.

И рядом с этими фигурами возникают десятки других, за частными историями встает история русской культуры на протяжении многих десятилетий.

Подробнее о книге
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации