26 апреля день рождения празднуют сразу два выдающихся философа — римлянин Марк Аврелий и австриец Людвиг Витгенштейн. Несмотря на значительные различия в их интересах и мировоззрении, они оба оказали колоссальное влияние на развитие всей европейской философии.
Аврелий — римский правитель, воплощение идеала философа на троне. Он стал одним из «пяти хороших императоров» — так называли тех, при ком Римская империя достигла расцвета за счет отказа от внутренних репрессий и грамотной внешней политики, позволившей присоединить максимально возможное количество территорий.
Философские взгляды Аврелия сложились благодаря его наставнику — известному стоику Квинту Юнию Рустику. Он провозглашал покорность предначертанной судьбе и верность долгу. Последнее особенно привлекало молодого правителя.
Также он находился под влиянием идей христианства, которое к тому моменту широко распространилось по Римской империи. За это многие культурологи и историки называют Аврелия «неосознанным христианином» и «святейшим из язычников». Все это весьма странно, поскольку во время его правления публичные казни христиан были обычным делом. Впрочем, ряд исследователей считает, что Аврелий боролся с христианами не по зову сердца, а из чувства долга. Как римский государственник, он был обязан пресекать появление любых вероучений, противоречащих официальному язычеству.
Именно этическая проблема долга и стала центральной в философском труде Аврелия «Наедине с собой». По форме это личный дневник, не предназначавшийся для широкой аудитории. В нем император размышлял о собственной ответственности за судьбу огромного государства, которое находилось под гнетом внутренней проблемы в виде упадка морали и внешних угроз — набегов варваров. И автор пришел к выводу, что, несмотря на все сложности, необходимо сохранять душевное равновесие и избегать импульсивных поступков даже по отношению к глупцам и подлецам.
Также Аврелий существенно дополнил учение стоиков. Они видели в человеке два основных начала — тело и пневму, то есть душу. Причем пневма была главной. Аврелий же добавил третье начало — разум, который поставил во главу угла. По мнению императора, его необходимо усмирять, чтобы достигнуть бесстрастия — ключа к обретению счастья.
Совершенно иные вещи занимали другого знаменитого именинника — австрийского философа Витгенштейна. В отличие от Аврелия, размышлявшего над вопросами этики, Витгенштейн уделял внимание вопросам логики.
Интересоваться философией он начал в подростковом возрасте, по совету сестры прочитал труды Бенедикта Спинозы, Артура Шопенгауэра и Сёрена Кьеркегора. Повзрослев, Витгенштейн отправился учиться в Кембридж, где стал студентом философа Бертрана Рассела — будущего нобелевского лауреата в области литературы. Наставник был высокого мнения об ученике: мысли Витгенштейна он называл «лавиной», по сравнению с которыми его собственные казались «жалкими снежками».
С началом Первой мировой войны Витгенштейн вызвался на фронт добровольцем, хотя мог бы избежать попадания в армию из‑за слабого здоровья. Во время службы он активно вел фронтовые дневники, которые стали основой «Логико‑философского трактата» — одной из самых влиятельных философских работ XX века.
В ней автор размышлял о языке, который необходимо полностью подчинить законам логики. Он считал, что лишь с помощью четких формулировок возможно достичь предела мысли и описать мир, состоящий не из объектов, как полагало большинство философов до него, а из фактов. Все, что не относилось к фактам, в том числе этику и метафизику, Витгенштейн относил к бессмысленному, то есть не поддающемуся описанию с помощью языка. Подобные вещи он предлагал обходить молчанием. Доживи Аврелий до XX века, он с удивлением обнаружил бы, что ему лучше было бы даже не начинать писать.
Если вы не поняли основную мысль Витгенштейна, не расстраивайтесь: ее не поняли ни редакторы крупнейших философских журналов, куда он отправлял трактат, ни даже его учитель Бертран Рассел — один из самых авторитетных мыслителей своего времени. И это стало огромной проблемой для публикации книги. Редакторы и издатели не хотели рисковать деньгами и репутацией, выпуская столь сложную и неоднозначную работу неизвестного автора.
Немалую роль в большом количестве отказов сыграл и непростой характер Витгенштейна. В предисловии книги он прямо пояснил, почему не стал утруждать себя составлением списка источников: «Мне безразлично, размышлял ли прежде кто‑либо другой о том, о чем думал я». Кроме того, он считал свой трактат совершенным, указал в нем, что уверен в истинности своих выводов и назвал затронутые в нем философские вопросы окончательно решенными. Такая самоуверенность сильно смутила его первых читателей.
В итоге книгу удалось издать лишь благодаря доброжелательному предисловию, которое для нее подготовил Рассел. Однако Витгенштейн не только не был благодарен учителю, но и обиделся на него за то, что тот не понял истинный смысл трактата.
Точно так же он был недоволен интерпретацией своей работы членами «Венского кружка» — авторитетного сообщества австрийских ученых. В дальнейшем Витгенштейн использовал свой трактат в качестве диссертации для получения ученой степени. На защите он был предельно спокоен и предложил экспертам тоже не волноваться, сказав, что они все равно не поймут смысл его работы. Однако такое несколько вызывающее поведение не помешало Витгенштейну получить от мэтров хвалебные отзывы, в которых они назвали его гением.
Поскольку Витгенштейн считал, что в трактате ему уже удалось дать исчерпывающий ответ на «главный вопрос жизни, вселенной и всего такого», он отошел от занятий философией и увлекся идеями Льва Толстого. Поэтому следующие несколько лет посвятил простому труду во благо простых людей: работал садовником в монастыре, учителем в сельской школе и санитаром в больнице.
С возрастом Витгенштейн становился все менее категоричным в отношении прежних идей, которые раньше принимал за истину в последней инстанции, и даже признал ошибочность некоторых из них. Кроме того, его беспокоило, что «Логико‑философский трактат» был многими понят неверно, и он хотел донести до читателей разъяснения по этому поводу. Именно поэтому Витгенштейн и создал книгу «Философские исследования», которая была посвящена не размышлениям о некоем идеальном языке, а анализу языка реального, на котором общались между собой простые люди. Однако опубликовать новую работу он не успел: книга увидела свет лишь после его смерти.
«Философские исследования» оказали огромное влияние на школу аналитической философии, а также на творчество многих современных литераторов. Например, в любви к работам Витгенштейна признавалась его соотечественница, лауреатка Нобелевской премии по литературе Эльфрида Елинек.
Нет глаз - нет слез
Корецкий Данил Аркадьевич
Кельн Ольга Леонидовна
Райн Александр
Гребешкова Елизавета Евгеньевна
Рушди Салман
Литвиненко Инна Евгеньевна
Третьякова Наталья Александровна
Кин Кэролайн
Абгарян Наринэ
Куин Джулия
Мейер Марисса
Васильев Александр Александрович
Матюшкина Катя
Тимощенко Елена Геннадьевна
Клэр Кассандра
Успенский Эдуард Николаевич
Иванов Александр Болеславович
Петерсон Хельга
Рэйн Сола
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.