Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
День рождения Марка Аврелия и Людвига Витгенштейна

День рождения Марка Аврелия и Людвига Витгенштейна

26.04.2023

26 апреля день рождения празднуют сразу два выдающихся философа — римлянин Марк Аврелий и австриец Людвиг Витгенштейн. Несмотря на значительные различия в их интересах и мировоззрении, они оба оказали колоссальное влияние на развитие всей европейской философии.

Аврелий — римский правитель, воплощение идеала философа на троне. Он стал одним из «пяти хороших императоров» — так называли тех, при ком Римская империя достигла расцвета за счет отказа от внутренних репрессий и грамотной внешней политики, позволившей присоединить максимально возможное количество территорий.

Философские взгляды Аврелия сложились благодаря его наставнику — известному стоику Квинту Юнию Рустику. Он провозглашал покорность предначертанной судьбе и верность долгу. Последнее особенно привлекало молодого правителя.

Также он находился под влиянием идей христианства, которое к тому моменту широко распространилось по Римской империи. За это многие культурологи и историки называют Аврелия «неосознанным христианином» и «святейшим из язычников». Все это весьма странно, поскольку во время его правления публичные казни христиан были обычным делом. Впрочем, ряд исследователей считает, что Аврелий боролся с христианами не по зову сердца, а из чувства долга. Как римский государственник, он был обязан пресекать появление любых вероучений, противоречащих официальному язычеству.

Именно этическая проблема долга и стала центральной в философском труде Аврелия «Наедине с собой». По форме это личный дневник, не предназначавшийся для широкой аудитории. В нем император размышлял о собственной ответственности за судьбу огромного государства, которое находилось под гнетом внутренней проблемы в виде упадка морали и внешних угроз — набегов варваров. И автор пришел к выводу, что, несмотря на все сложности, необходимо сохранять душевное равновесие и избегать импульсивных поступков даже по отношению к глупцам и подлецам.

Также Аврелий существенно дополнил учение стоиков. Они видели в человеке два основных начала — тело и пневму, то есть душу. Причем пневма была главной. Аврелий же добавил третье начало — разум, который поставил во главу угла. По мнению императора, его необходимо усмирять, чтобы достигнуть бесстрастия — ключа к обретению счастья.

Совершенно иные вещи занимали другого знаменитого именинника — австрийского философа Витгенштейна. В отличие от Аврелия, размышлявшего над вопросами этики, Витгенштейн уделял внимание вопросам логики.

Интересоваться философией он начал в подростковом возрасте, по совету сестры прочитал труды Бенедикта Спинозы, Артура Шопенгауэра и Сёрена Кьеркегора. Повзрослев, Витгенштейн отправился учиться в Кембридж, где стал студентом философа Бертрана Рассела — будущего нобелевского лауреата в области литературы. Наставник был высокого мнения об ученике: мысли Витгенштейна он называл «лавиной», по сравнению с которыми его собственные казались «жалкими снежками».

С началом Первой мировой войны Витгенштейн вызвался на фронт добровольцем, хотя мог бы избежать попадания в армию из‑за слабого здоровья. Во время службы он активно вел фронтовые дневники, которые стали основой «Логико‑философского трактата» — одной из самых влиятельных философских работ XX века.

В ней автор размышлял о языке, который необходимо полностью подчинить законам логики. Он считал, что лишь с помощью четких формулировок возможно достичь предела мысли и описать мир, состоящий не из объектов, как полагало большинство философов до него, а из фактов. Все, что не относилось к фактам, в том числе этику и метафизику, Витгенштейн относил к бессмысленному, то есть не поддающемуся описанию с помощью языка. Подобные вещи он предлагал обходить молчанием. Доживи Аврелий до XX века, он с удивлением обнаружил бы, что ему лучше было бы даже не начинать писать.

Если вы не поняли основную мысль Витгенштейна, не расстраивайтесь: ее не поняли ни редакторы крупнейших философских журналов, куда он отправлял трактат, ни даже его учитель Бертран Рассел — один из самых авторитетных мыслителей своего времени. И это стало огромной проблемой для публикации книги. Редакторы и издатели не хотели рисковать деньгами и репутацией, выпуская столь сложную и неоднозначную работу неизвестного автора.

Немалую роль в большом количестве отказов сыграл и непростой характер Витгенштейна. В предисловии книги он прямо пояснил, почему не стал утруждать себя составлением списка источников: «Мне безразлично, размышлял ли прежде кто‑либо другой о том, о чем думал я». Кроме того, он считал свой трактат совершенным, указал в нем, что уверен в истинности своих выводов и назвал затронутые в нем философские вопросы окончательно решенными. Такая самоуверенность сильно смутила его первых читателей.

В итоге книгу удалось издать лишь благодаря доброжелательному предисловию, которое для нее подготовил Рассел. Однако Витгенштейн не только не был благодарен учителю, но и обиделся на него за то, что тот не понял истинный смысл трактата.

Точно так же он был недоволен интерпретацией своей работы членами «Венского кружка» — авторитетного сообщества австрийских ученых. В дальнейшем Витгенштейн использовал свой трактат в качестве диссертации для получения ученой степени. На защите он был предельно спокоен и предложил экспертам тоже не волноваться, сказав, что они все равно не поймут смысл его работы. Однако такое несколько вызывающее поведение не помешало Витгенштейну получить от мэтров хвалебные отзывы, в которых они назвали его гением.

Поскольку Витгенштейн считал, что в трактате ему уже удалось дать исчерпывающий ответ на «главный вопрос жизни, вселенной и всего такого», он отошел от занятий философией и увлекся идеями Льва Толстого. Поэтому следующие несколько лет посвятил простому труду во благо простых людей: работал садовником в монастыре, учителем в сельской школе и санитаром в больнице.

С возрастом Витгенштейн становился все менее категоричным в отношении прежних идей, которые раньше принимал за истину в последней инстанции, и даже признал ошибочность некоторых из них. Кроме того, его беспокоило, что «Логико‑философский трактат» был многими понят неверно, и он хотел донести до читателей разъяснения по этому поводу. Именно поэтому Витгенштейн и создал книгу «Философские исследования», которая была посвящена не размышлениям о некоем идеальном языке, а анализу языка реального, на котором общались между собой простые люди. Однако опубликовать новую работу он не успел: книга увидела свет лишь после его смерти.

«Философские исследования» оказали огромное влияние на школу аналитической философии, а также на творчество многих современных литераторов. Например, в любви к работам Витгенштейна признавалась его соотечественница, лауреатка Нобелевской премии по литературе Эльфрида Елинек.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Шёпот наших душ

Антеро Валерия

Доверие

Дуглас Пенелопа

Дар ведьмы

Миллер Кирстен

Жажда власти 5. Фрагментация

Тармашев Сергей Сергеевич

Радиант. Том 2

Валенте Тони

Жанна Ладыжанская и тайна трех пицц

Иванова-Неверова Оксана Михайловна

Подлинная история Константина Левина

Басинский Павел Валерьевич

Голод Рехи

Токарева Мария Юрьевна

Пин-код для Золушки

Корецкий Данил Аркадьевич

Один из нас вернулся

Макманус Карен М.

Откуда берутся дети?

Казанцева Ася

Библиотекарь

Елизаров Михаил Юрьевич

Боевые искусства

Медведев Дмитрий Юрьевич

Я красива. Я умна. Я кусаюсь

Валиуллин Ринат Рифович

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации