Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
День рождения Караваджо

День рождения Караваджо

29.09.2022

Караваджо — урожденный Микеланджело Меризи — известный итальянский художник эпохи барокко, основатель реализма в живописи и реформатор европейского искусства. Именно он ввел в широкий обиход технику тенеброзо, при которой персонажи картины выглядят объемными благодаря очень темному фону и одному не слишком яркому источнику света, — таким образом получается достичь драматичного эффекта.

Но вопреки распространенному мнению тенеброзо придумал не Караваджо — до него этой техникой пользовались многие известные художники, например Альбрехт Дюрер. Но именно Караваджо популяризовал тенебризм, сделав его частью своего фирменного стиля. Примечательно, что это нравилось далеко не всем: некоторые коллеги называли картины Караваджо «подвальными». Другие, напротив, пытались копировать этот стиль — так возникло движение караваджистов.

Несмотря на огромное количество почитателей, у Караваджо было немало врагов, в основном и‑за непростого характера художника. Его короткая жизнь похожа на приключенческий роман, а смерть окутана тайной. Родился будущий художник в небольшом городке Караваджо — именно в честь него он позднее и возьмет себе псевдоним, под которым прославится. Обучаться живописи начал в Милане. Уже с юных лет художник отличался крайне вспыльчивым характером: постоянно участвовал в драках и скандалах, легко мог запустить тарелкой в трактирщика или выхватить шпагу в ответ на безобидную шутку. Такое поведение не могло долго оставаться безнаказанным — после очередной стычки во время игры в карты Караваджо обвинили в убийстве. Спасаясь от правосудия, он сбежал в Рим.

Первое время после побега Караваджо жил буквально в нищете: у него не было жилья и денег на еду. Но затем его материальное положение улучшилось: он стал зарабатывать копиями церковных картин. Создавал он и собственные работы — максимально бунтарские по тем временам. Бросив вызов вычурному течению маньеризма и академической живописи, Караваджо сконцентрировался на реализме. И темы подбирал под стать окружавшей его реальности: рисовал уличных мальчишек, завсегдатаев трактиров и бродяг. Создавал он их тоже по‑бунтарски: никогда не делал эскизов даже для самых сложных своих работ, а сразу воплощал их на холсте.

Богов Караваджо тоже рисовал максимально реалистично: так, Вакха он изобразил с грязью под ногтями и тарелкой подгнивших фруктов — неслыханная дерзость! Библейские истории он тоже изображал предельно правдоподобно: например, Святой Фома очень живо проникает пальцем в рану Христа.

Поначалу такой новаторский подход принес художнику громкую славу: на него как из рога изобилия посыпались заказы, в том числе от церковных служителей. Но впоследствии многие его работы не принимали — слишком уж они шли вразрез с общепринятыми канонами. Например, в известном сюжете об Успении Святой Марии коллеги Караваджо изображали ее уснувшей либо радостно возносящейся на небеса. И только Караваджо осмелился изобразить Марию как настоящую мертвую женщину: босоногую, бледную и опухшую.

Микеланджело Меризи да Караваджо

Микеланджело Меризи да Караваджо

Также у художника была еще одна привычка, которая раздражала священнослужителей: согласно канонам ликам святых нельзя было придавать черты обычных людей, а Караваджо активно сотрудничал с натурщиками. Да еще с какими: не изменяя своим привычкам, художник находил моделей среди нищих и проституток! Одной из них стала девушка Элен из римского квартала бандитов и куртизанок. С нее Караваджо срисовал героиню картины «Мадонна со змеей», которую он сделал для Собора Святого Петра. Священники были в шоке, когда узнали, кто изображен на картине, — в результате она провисела в соборе всего несколько дней.

Приверженность Караваджо реализму иногда заходила слишком далеко. По воспоминаниям современников, для работы над полотном «Воскрешение Лазаря» художник приказал выкопать из могилы труп молодого парня — для большей достоверности. Это повергло в ужас живых натурщиков — они наотрез отказались позировать с уже начавшим разлагаться трупом. Тогда Караваджо выхватил кинжал и предоставил им выбор: либо они держат труп в руках и не задают лишних вопросов, либо станут прототипом для Лазаря сами. Модели подчинились, видимо, решили, что не всегда искусство требует жертв.

Безнаказанность Караваджо не могла привести ни к чему хорошему. После очередного спора, который перерос в драку, его снова обвинили в убийстве. И художник вновь бежал, на этот раз — из Рима. Но теперь все было намного серьезнее: сам Папа Римский объявил его «вне закона», за голову художника назначили награду.

Караваджо некоторое время скрывался у богатых покровителей, а потом неожиданно переехал на Мальту, чтобы работать над заказами для мальтийского ордена. Там художника ждал успех: его картины настолько понравились великому магистру, что тот произвел его в кавалеры ордена. Но счастье было недолгим: Караваджо вновь начал задирать окружающих, за что попал в местную тюрьму, из которой, впрочем, довольно быстро сбежал обратно в Италию. Однако и там художнику уже были не рады: неизвестные совершили на него покушение — правда, безуспешное.

Были и хорошие новости: Папа Римский обещал помиловать Караваджо. Художник поспешил в столицу, но не добрался до нее, погиб в дороге при загадочных обстоятельствах. Помилование вышло спустя несколько недель после смерти Караваджо, одновременно с объявлением о его кончине. На тот момент художнику было всего 38 лет.

За свою недолгую жизнь Караваджо успел совершить настоящий прорыв в искусстве. Его стиль вдохновлял не только его современников‑эпигонов, но и знаменитых потомков: влияние Караваджо отчетливо прослеживается в работах Рембрандта и Яна Вермеера.

В нашей подборке собраны книги, благодаря которым вы сможете больше узнать о работах Караваджо, а также о развитии живописи и искусства в целом.

Искусство для артоголиков

Аннотация

«Здравствуйте. Меня зовут Гай Ханов и я — безнадёжный артоголик! Для меня искусство — это не только наука, но в первую очередь чувства. Те самые, что вложили художники в свои произведения и те самые, которые возникают у людей при виде картин. После прочтения книги „Искусство для артоголиков“ уже ничего не останется так, как прежде. Добро пожаловать в мой клуб!»

Данная книга даст вам возможность увидеть мир живописи по‑новому, научит понимать искусство и раскроет тайны картин, о которых вы даже не подозревали.

  • В чём истинная тайна Моны Лизы.
  • Чем очаровывают юноши Караваджо.
  • Так ли неоднозначны картины Франциско Гойи.
  • Ван Гог — безумец или романтик.

Автор пишет о том, что не рассказывают экскурсоводы, замалчивают искусствоведы. Гай Ханов станет вашим личным проводником в прекрасный и ужасный мир искусства. Словно близкий друг, он затянет читателя в круговорот невероятных чувств и эмоций. Через его тексты читатель сможет узнать трогательные, а порой пугающие истории картин. Он поведает не просто о том, как появилась картина, но о том, как она существует.

Подробнее о книге

От Ван Гога до Гогена.100 шедевров Метрополитен

Аннотация

Метрополитен — один из крупнейших и посещаемых музеев мира. За полтора столетия его коллекция достигла огромных размеров, вобрав в себя более двух миллионов произведений искусства мастеров всего мира. Среди них картины, скульптуры, гравюры, костюмы, предметы быта, артефакты Древнего мира... Здесь хранятся уникальные работы Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Босха, Дюрера, Караваджо, Рубенса, Вермеера, Делакруа, Ренуара, Ван Гога, Пикассо и многих других.

Книга богато иллюстрирована знаменитыми шедеврами Метрополитен, с которыми вы познакомитесь, совершив вместе с ней увлекательное и захватывающее путешествие по залам музея.

Подробнее о книге

Мифы Древней Греции в шедеврах искусства

Аннотация

Более двух тысяч лет мифы Древней Греции находят своё отражение в мировых шедеврах искусства — в литературе и музыке, архитектуре и живописи. Наша книга расскажет о величайших картинах Вечеллио Тициана, Сандро Боттичелли, Густава Климта, Питера Брейгеля, Габриэля Россетти, Микеланджело Караваджо, основанных на мифологических сюжетах. Вы узнаете историю Тесея, победившего Минотавра, Ясона и аргонавтов, добывающих золотое руно, печальных влюблённых Орфея и Эвридики, Геракла и ревнивой богини Геры, прекраснейшей Афродиты, рождённой из пены морской, и многих других.
Для среднего школьного возраста.

Подробнее о книге

Основные понятия истории искусства с комментариями

Аннотация

Генрих Вёльфлин (1864 – 1945) — один из самых влиятельных искусствоведов в мире. Первый сформулировал основные понятия, приемы и задачи изобразительного искусства в целом и Западной Европы в частности.

Книга «Основные понятия истории искусства» — главный труд автора, которому он посвятил полжизни. На примере работ эпохи Ренессанса и стиля барокко Генрих Вёльфлин показал образ искусства нового времени. От Гоббема до Рёйсдаля, от Боттичелли до Креди, от Микеладжело до Рембрандта и Рубенса — именно классические мастера и их бессмертные творения, по его мнению, дали толчок рождению современного искусства.

Его работа неоднократно была переведена на иностранные языки. А разработанный им «аналитический метод» до сих пор широко используется для подготовки искусствоведов со всего света.

Что такое линейность и живописность? Как отличить глубину от плоскости? Возможно ли добиться абсолютной или относительной ясности? На эти и другие вопросы Генрих Вёльфлин отвечает в книге «Основные понятия истории искусства», опираясь на такие шедевры как «Весна» Боттичелли, «Тайная вечеря» Да Винчи, «Вид Дельфта» Вермеера, «Ночной дозор» Рембрандта и целый ряд великих полотен.

Подробнее о книге

Как понимать искусство: арт-прогулка по стилям и эпохам

Аннотация

Анастасия Постригай ‒ искусствовед, создатель Школы популярного искусства OP POP ART с более чем 55 курсами для детей и взрослых, преподаватель с современными подходами к обучению и невероятной фантазией.

Научитесь с первого взгляда определять стиль в искусстве и получать истинное удовольствие от созерцания прекрасного, удивляя своей эрудированностью друзей и близких! Каждую главу книги «Как понимать искусство: арт‑прогулка по стилям и эпохам» сопровождают интеллект‑карты, составленные по методике Тони Бьюзена, которые помогут вам быстро запомнить самые значимые моменты каждого стиля и эпохи.

Понимать искусство может каждый из нас! Вместе с книгой Анастасии Постригай вы совершите увлекательную арт‑прогулку по всем эпохам и художественным стилям — от наскальных росписей первобытности до современного искусства XX века. Вы познакомитесь с великими художниками своего времени и их признанными шедеврами, научитесь осознанно видеть архитектуру, живопись и скульптуру и находить связь между разными эпохами.

— Что связывает Римскую империю и Наполеона Бонапарта? (Не только география военных походов!)

— В чем разница между барокко и рококо? (Оба стиля родились в Европе, но это далеко не всё!)

— Разве можно предположить, что унитаз — это искусство? (Не возмущайтесь раньше времени!)

Ответы на эти и сотни других вопросов вы найдете в книге Анастасии Постригай «Как понимать искусство: арт‑прогулка по стилям и эпохам». А вот и остановки в вашем неповторимом путешествии: искусство Древнего мира, Античность, Средние века, Ренессанс, Барокко, Классицизм, Рококо, искусство XIX века, искусство XX века.

Бонус в конце книги! Все интеллект‑карты по разным стилям вы теперь можете раскрашивать, ещё лучше запоминая особенности каждого направления в искусстве!

Подробнее о книге
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации