Алкоголь, стихи — две неотъемлемые составляющие Серебряного века. Символисты искали в спиртном скрытые смыслы, Игорь Северянин воспевал «ананасы в шампанском», Владимир Маяковский грозился устроиться в бар и подавать ананасную воду девушкам легкого поведения, акмеисты кутили в кабаре «Бродячая собака», а Сергей Есенин пил — и нетвердой походкой вошел в историю русской литературы.
Почти у каждого поэта Серебряного века были либо стихи про алкоголь, либо произведения, в которых спиртное выступало важной деталью. К сожалению, многие авторы не пренебрегали алкоголем и в жизни, что негативно отразилось на их судьбе. В этом материале мы поговорим о двух ярчайших русских поэтах начала XX века, чья дружба с зеленым змием привела к трагическим последствиям.
Александр Блок — русский поэт, переводчик, литературовед, один из наиболее ярких представителей символизма. Творчество Блока повлияло на весь Серебряный век. В памяти потомков поэт остался как воспеватель Прекрасных дам, фонарей и аптек. Но если присмотреться к его стихам и к жизни внимательнее, можно обнаружить, что в любви к алкоголю и кабацкому разгулу Блок вполне мог бы обогнать даже своего протеже Сергея Есенина.
Следует отметить, что пьянство Блока имело идейную подоплеку. Во‑первых, Серебряный век стал временем расцвета декадентства в России, которое повлияло на развитие символизма. Декаденты пропагандировали эстетику упадка, саморазрушения и мистики, в которую алкоголь вписывался идеально.
Во‑вторых, Блок — равно как и другие символисты — увлекался трактатом «Рождение трагедии из духа музыки», который создал Фридрих Ницше. В нем философ переосмыслил античную культуру, разделив ее на аполлоническое начало — светлое — и дионисийское — темное. Последнее было тесно связано с рядом изящных искусств и с алкоголем, что отмечал Блок в своих дневниках. Таким образом, он ради поэзии решил погрузиться в дионисийский хаос.
Ницше Фридрих Вильгельм
Примечательно, что в связях с Вакхом Блок оставался демократом: он не делал различия между роскошными светскими приемами, на которых подавались устрицы и шампанское, и самыми злачными местами Санкт‑Петербурга, в которых на закуску могли подать тяжкие телесные. Поэт пил как с коллегами по цеху — на пути к Дионису его нередко сопровождали Максим Горький, Андрей Белый и Валерий Брюсов — так и с простыми петербуржцами, которые, скорее всего, не имели никакого представления о поэзии, но уважали высокого хорошо одетого господина, который мог перепить любого из них.
Согласно дневникам Блока и воспоминаниям его современников, он предпочитал такие напитки, как шампанское, мадера, шабли и ликер. Поэт осознавал, что выпивает слишком часто. В дневниках он подробно описывал похмелье — например, «Я лежу в кровати утром в смертельном ужасе и больной от „пьянства“ накануне», «Прохлада и острота мыслей последней пьяной болезни и жары» — и неоднократно давал обещания бросить пагубную привычку.
Но у него не получалось. Наиболее красноречиво это отражено в записи: «Пьянство 27 января — надеюсь — последнее. О нет: 28 января». Нередко о пристрастии к алкоголю Блок упоминал и в письмах: «Так хочется закусить удила и пьянствовать», «Пишу тебе совершенно больной и измученный пьянством», «Эти дни тоже было не без пьянства. Под мутно‑голубыми и дождливыми рассветами пили мы шампанское...».
Разумеется, Блок не стал обходить тему алкоголя и в творчестве. Некоторые стихи — например, «Незнакомка» и «В ресторане» — посвящены чувствам лирического героя, который находится в состоянии опьянения. В первом поэт описал типичный вечер алкоголика, который «смирен и оглушен» «терпкой влагой» в явно недешевом кабаке — его посетители знают латынь, вокруг них суетятся лакеи. Лирический герой выпивает в одиночестве: «И каждый вечер друг единственный / В моем стакане отражен». Вокруг него — «пьяницы с глазами кроликов», которые знают латынь — во всяком случае, изречение «In vino veritas», которым можно оправдать кабацкий угар. В конце стиха поэт подытожил: «Ты право, пьяное чудовище! / Я знаю: истина в вине».
Атмосфера стихотворения «В ресторане» более изысканная — в переполненном зале заведения играет струнный оркестр и танцуют цыгане. Лирический герой посылает несвободной возлюбленной «...черную розу в бокале / Золотого, как небо, аи». Здесь заметна перекличка Блока с предшественниками — в первую очередь с Александром Пушкиным, который часто упоминал в своих произведениях вино из этого региона. Еще одно упоминание аи можно найти в стихотворении Блока «К Музе»: «И хмельней золотого аи...// Были страшные ласки твои».
Пушкин Александр Сергеевич
Но Блок не был бы Блоком, если бы писал исключительно о ресторанах. В его творчестве нередки и кабацкие мотивы. Например, в стихотворении «Осенняя воля» лирический герой обещает: «Буду слушать голос Руси пьяной, / Отдыхать под крышей кабака. / Запою ли про свою удачу,/ Как я молодость сгубил в хмелю...». В стихотворении же «Я пригвожден к трактирной стойке...» лирический герой — в котором угадывается сам поэт — признается: «Я пьян давно. Мне все равно». И сокрушается, что его «душа глухая» «пьяным‑пьяна». Трудно поверить, что это написал изысканный Блок, а не рубаха‑парень Есенин. Однако именно последний остался в народной памяти певцом алкоголя.
«Философское» пристрастие Блока к спиртному отразилось на его здоровье так же негативно, как и обычный прозаический алкоголизм. Сын Корнея Чуковского Николай вспоминал случай, когда в детстве он и его отец встретили Блока на улице. Чуковский‑младший запомнил поэта как аккуратно одетого человека с хорошей осанкой. Чуковский‑старший около пяти минут говорил с ним, а когда они разошлись, пояснил сыну: «Это поэт Блок. Он совершенно пьян». Чуковский‑младший отмечал в своих мемуарах, что с возрастом алкоголь наложил серьезный отпечаток на внешность Блока — он начал плохо одеваться, стал обрюзгшим, его кожа пожелтела, а голос охрип. Поэт умер в возрасте 40 лет от воспаления внутренней оболочки сердца — и немалую роль в его ранней смерти сыграл именно алкоголь.
Блок Александр Александрович
Блок Александр Александрович
Блок Александр Александрович
Блок Александр Александрович
Блок Александр Александрович
Говоря об алкоголе в русской поэзии, было бы несправедливо обойти стороной Сергея Есенина. Поэт на протяжении многих лет осознанно создавал себе имидж хулигана и озорного гуляки. Это в полной мере отразилось в его творчестве. Так, теме алкоголя посвящен целый цикл «Москва кабацкая». В стихотворении «Да! Теперь решено. Без возврата...», которое входит во вторую часть цикла, лирический герой — которого читатели, как правило, не отделяют от самого поэта — признается, что идет «...головою свесясь, / Переулком в знакомый кабак», где читает стихи проституткам и с бандюгами жарит спирт. В стихотворении «Снова пьют здесь, дерутся и плачут...» герой заливает «глаза вином», пока другие посетители кабака радуются самогонному спирту, который течет там рекой.
В третьей части цикла лирический герой переходит от кабацкого разгула, в котором он топил свою меланхолию, к влюбленности. Он сокрушается, что был «на женщин и зелие падкий», говорит, что сердце «...напилось иной, / Кровь отрезвляющею брагой» и отрекается «скандалить». Примечательно, что эту часть цикла поэт посвятил реальной женщине — актрисе Августе Миклашевской — чем еще теснее связал себя и своего лирического героя.
Упоминания об алкоголе встречаются и в других произведениях Есенина. Например, в начале стихотворения «Письмо к женщине» он сравнил Землю с кораблем, в трюме которого располагался русский кабак, в котором его лирический герой «...склонился над стаканом, / Чтоб не страдая ни о ком, / Себя сгубить, / В угаре пьяном». Затем герой, чтобы проиллюстрировать свое внутреннее перерождение — теперь он серьезный человек — поднимает тост за советскую власть «за праздничным вином».
Есенин поддерживал имидж лихого гуляки не только словом, но и делом. По воспоминаниям современников, сначала он выпивал немного — больше притворялся пьяным, поскольку понимал, что публике нравятся хулиганы. Однако постепенно он настолько сроднился со своим лирическим героем, что стал уходить во вполне реальные запои. Есенин часто употреблял вино и пиво, но предпочтение отдавал крепким напиткам — преимущественно водке. Постепенно поэт стал осознавать проблему — в одном из писем жаловался адресату, что его беспокоят различные «бездельники», которые приходят к нему, чтобы выпить.
Ближе к концу жизни алкогольная зависимость Есенина приобрела такие масштабы, что он попал в психоневрологическую клинику. Поэт создал поэму «Черный человек», в которой рассказал о своей зависимости. Лейтмотивом в поэме звучали строчки «То ль, как рощу в сентябрь, / Осыпает мозги алкоголь». Современники Есенина и его биографы почти единодушно сходятся во мнении, что именно алкогольная зависимость окончательно подорвала его психическое здоровье и привела к самоубийству. Поэту на тот момент было всего 30 лет.
Есенин Сергей Александрович
Есенин Сергей Александрович
Есенин Сергей Александрович
Есенин Сергей Александрович
Есенин Сергей Александрович
Есенин Сергей Александрович
Одоевцева Ирина Владимировна
Богатырева Софья Игнатьевна
Герштейн Эмма Григорьевна
Катаев Валентин Петрович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.