К 8 марта мы выбрали шесть фильмов. Они важны не потому, что их главные героини – писательницы и поэтессы. Каждая из этих женщин прожила яркую жизнь, смогла завить о себе, несмотря на ограничения, накладываемые временем, и жила и умирала так, как сама того хотела. Представляем их истории, рассказанные прекрасным и выразительным языком кинематографа.





«Сильвия» (Sylvia)




Год: 2003

Страна: Великобритания

Режиссер: Кристин Джэффс



Признание пришло к американской поэтессе и писательнице, основательнице жанра «исповедальной поэзии» и автору полубиографического романа «Под стеклянным колпаком» Сильвии Плат уже после смерти. В 1965 году был опубликован высоко оцененный критикой сборник «Ариэль», а в 1982 году она получила Пулитцеровскую премию.

Сильвия Плат была женой британского поэта Теда Хьюза. Хотя их бурный роман и последующий брак был в том числе творческим тандемом двух ярких литераторов, главную роль в нем играл Хьюз, а Сильвия обеспечивала ему возможность творить.

В итоге тонкая и ранимая Сильвия (в фильме ее играет Гвинет Пэлтроу) не выдержала испытаний и покончила с собой. Некоторые поклонники и критики открыто обвиняли Хьюза (Дэниел Крэйг) в ее смерти. Фильм «Сильвия» раскрывает перед зрителем чарующий мир мифов и легенд о легендарной поэтессе и истории невероятной страсти двух творческих натур.









«Часы» (The Hours)




Год: 2002

Страна: США, Великобритания

Режиссер: Стивен Долдри



Фильм по мотивам одноименного романа Майкла Каннингема (который также выступил в качестве сценариста) – красивая картина, переплетающая несколько временных пластов, объединенных фигурой писательницы Вирджинии Вулф. Одна сюжетная линия показывает Вирджинию (Николь Кидман) в период написания романа «Миссис Дэллоуэй» (который автор сначала хотела озаглавить «Часы»). События второй сюжетной линии происходят в 1951 году в Лос-Анджелесе, где молодая жена и мать Лора Браун (Джулианна Мур) страдает от однообразия своей «образцовой» жизни, отвлекаясь на чтение романа «Миссис Дэллоуэй». Наконец, в наше время в Нью-Йорке Кларисса Воган (Мерил Стрип) по прозвищу Миссис Дэллоуэй устраивает вечеринку для своего близкого друга Ричарда, умирающего от СПИДа.

Николь Кидман подошла к исполнению роли Вирджинии Вулф со всей ответственностью (за что и получила премию «Оскар»): перед съемками она прочитала все опубликованные письма писательницы, научилась писать правой рукой (сама она левша, но Вулф была правшой), а ее грим занимал шесть часов.

Впрочем, некоторые зрители склонны недооценивать и роль образа Вирджинии Вулф, и заслугу Николь Кидман в ее воплощении. Образ писательницы, женщины не от мира сего, гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. В то время как Вулф руководит своими персонажами, решая, кому из них жить, а кому покончить с собой, она сама переживает душевную болезнь и остается безвольной игрушкой в руках иного кукловода. К моменту создания «Миссис Дэллоуэй» писательница дважды пыталась уйти из жизни, в 1941 году ей это удалось.









«Спасти мистера Бэнкса» (Saving Mr. Banks)




Год: 2013

Страна: Великобритания, Австралия, США

Режиссер: Джон Ли Хэнкок



Фильм рассказывает история постановки классического художественного фильма Disney «Мэри Поппинс». Когда Уолт Дисней (Том Хэнкс) пообещал своим дочерям снять фильм по их любимой книге, сказке Памелы Трэверс (Эмма Томпсон) «Мэри Поппинс», он не подозревал, что на исполнение этого обещания ему понадобится более двадцати лет.

Памела Трэверс, для которой образ волшебной няни был чем-то гораздо большим, чем комедийный персонаж голливудских музыкальных фильмов, категорически не хотела портить и опошлять Мэри Поппинс. На протяжении двух недель в 1961 году, пока длились переговоры с Памелой Трэверс, Уолт Дисней перепробовал все уловки, пытаясь впечатлить писательницу великолепной музыкой и экскурсиями в Диснейленд.

Чопорная британка миссис Трэверс так и не полюбила мультфильмы. На премьере фильма, ставшего классикой детского кино, она морщилась, а прослезилась в конце по собственным скрытым причинам. Эта суровая дама поделилась с детьми всего мира самым ценным – историей собственного детства. Поэтому сложно сказать, можно ли винить ее за то, как тщательно она оберегала эти образы.









«Мисс Поттер» (Miss Potter)




Год: 2006

Страна: Великобритания, США, Остров Мэн

Режиссер: Крис Нунен



В XIX веке, когда большинство молодых богатых женщин могли мечтать лишь о выгодном замужестве (заниматься собственной деятельностью даме не пристало), Беатрикс Поттер (Рене Зеллвегер) решила пойти против течения и в конце концов стала известной детской писательницей.

Замкнутый и необщительный ребенок, Беатрикс всю свою внутреннюю энергию изливала в творчестве. В 20 лет она заинтересовалась естественными науками и исполняла роль помощника директора Королевского ботанического сада в Кью. Впрочем, ее достойные научные изыскания были проигнорированы мужским научным сообществом тех лет.

Такая несправедливость побудила Беатрикс отказаться от занятий наукой и сосредоточиться на рисовании. Начав зарабатывать скромные деньги с открыток, она перешла к написанию и иллюстрированию собственных сказок. Многие соседи узнавали на ее картинках собственные дома и округу.

Вплоть до 1910 года Беатрикс сочиняла, рисовала и публиковала в среднем по две книжки в год. Хотя гонорары давал ей некоторую независимость, она продолжала жить с родителями до свадьбы. За свою жизнь Беатрикс Поттер написала 23 сказки. Они переведены на многие языки, а их герои, в особенности Кролик Питер, любимы детьми до сих пор.









«Сотворившая чудо» (The Miracle Worker)




Год: 1962

Страна: США

Режиссер: Артур Пенн



Хелен Келлер (Пэтти Дьюк) родилась нормальным здоровым ребенком в прекрасной старинной семье. К сожалению, после острого воспаления мозга и желудка в возрасте 19 месяцев Хелен лишилась зрения и слуха. В силу возраста, для нее это означало и немоту, и девочка была обречена навсегда остаться «умственно отсталой» (так складывалась судьба всех детей в подобной ситуации).

Судьба распорядилась иначе: Хелен Келлер стала первым слепоглухим человеком, получившим высшее образование, впоследствии стала писательницей, преподавательницей и общественным деятелем. Более того, через много лет после их знакомства, Марк Твен сказал: «В XIX веке было два по-настоящему великих человека — Наполеон и Хелен Келлер».









Подпишитесь на новости
Email *
Имя