Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«17 страница» с Евгением Цыгановым. Григорий Служитель «Дни Савелия»

«17 страница» с Евгением Цыгановым. Григорий Служитель «Дни Савелия»

25.12.2018


Последняя «17 страница» в этом году состоялась 13 декабря в конференц-зале Российской государственной библиотеки. Участниками встречи стали Григорий Служитель, автор романа «Дни Савелия», и актер Евгений Цыганов, который и зачитал отрывки одной из главных литературных новинок уходящего года. После чтения участники ответили на вопросы ведущей Татьяны Стояновой, рассказали про театр, литературу, жизнь и их неизбежное взаимодействие.


Как сказал Евгений Водолазкин, писатель — тоже актер, который в процессе создания книги перевоплощается в прозаического героя. Евгений Цыганов согласился с этим утверждением и вспомнил историю Достоевского: говорят, диктуя своей жене-стенографистке страницы романа, он разыгрывал роли разных персонажей и даже нередко доводил ее до слез, максимально вживаясь в образ. Звучит жестоко, но, по словам Цыганова, писателю, чтобы создать что-то стоящее, и следует поступать так (разыгрывать роли, конечно, заставлять людей плакать вовсе не обязательно).


Евгений Цыганов на «17 странице»

Григорий Служитель, тоже будучи актером, рассказал, что эти два ремесла ему удавалось совмещать буквально: часть текста романа он написал прямо во время спектаклей, в ожидании своего выхода на сцену.


Также оба гостя вспомнили актеров-писателей. Прежде всего, Булгакова и Гоголя.

Евгений Цыганов: Говорили, правда, что Гоголь был плохим актером. Но есть и такое мнение, что с точки зрения сегодняшнего театра он был классный.

Григорий Служитель: У нас в театре есть «Игроки». Это — революционная пьеса, удивительная. Я не уверен, что Гай Ричи ее читал, но если он прочтет эту пьесу, то поймет, что половина его сюжетных ходов — это то, что сделал Гоголь за 150 лет до него.


Участники рассказали и о своей дружбе: Цыганов и Служитель знакомы со времен учебы в Московской киношколе, а сейчас их связывает и музыкальная деятельность. Здесь гости вспомнили кафе «Imagine», где прошла первая презентация книги, где периодически играют они сами и куда, наконец, заглядывал кот Савелий — главный герой романа Служителя. Именно тут Савелий увидел и самого автора, ставшего героем романа. Как отметил писатель, он ввел себя в роман как персонажа в трех эпизодах, один из которых Евгений Цыганов также зачитал перед слушателями.


Следующий вопрос продолжил тему тонкой грани между литературой и жизнью.

— Евгений, когда явление жизни становится фактом литературы и оживает в книге, как это звучит для вас? Как что-то знакомое или же вы отстраняетесь? Вы узнаёте в этом тексте свою жизнь?

Е. Ц.: Здесь много воображения. Что-то рождается в голове и становится книгой. Это — чудо. Тут много точных наблюдений и много фантазии. Я не могу знать, из какого сора все это собрано. Даже если я никогда не был на задворках Третьяковки, я туда либо попадаю, либо нет. В данном случае (с «Днями Савелия») — я попадаю.

Г.С.: Безотносительно моей книжки, в целом, это удивительный закон, удивительное правило искусства. Лотмана спрашивали, есть ли нравственный смысл в искусстве, на что он сказал: нет. Но литература дает тебе возможность пережить тот опыт, который жизнь тебе, возможно, не предоставит. <...> Поэтому мне нравится литература, которая уводит меня в те пейзажи, где я никогда не был.

Е. Ц.: Это опыт столкновения с каким-то миром, который может быть вообще соткан из одних звуков. Однако и такой мир возможен.

Евгений Цыганов на «17 странице»

Кроме того, гости поговорили о потенциальном воплощении «Дней Савелия» в других формах. Как сказал Григорий Служитель, в кино ему трудно представить себе своего героя, а вот в театре, анимации или кукольном театре — вполне.

Г.С.: Все сложности, возникавшие с постановками и экранизациями «Мастера и Маргариты», были связаны с образом кота Бегемота. Мне хочется избежать ушанок, нарисованных носов, но это все-таки должен быть кот.

Е.Ц.: А Максим Аверин смог бы.

Г.С.: Кстати, свое ревью на книгу в фейсбуке он закончил словами: «Я мечтаю сыграть эту роль».

Е.Ц.: Ты подарил мечту Максиму!


В конце мероприятия участники ответили на вопросы слушателей из зала, рассказав про творческие планы, истоки вдохновения и причину любви именно к котам.

Г.С.: У меня есть крестный отец в литературе — Евгений Германович Водолазкин, у которого, кстати, недавно вышел роман «Брисбен». Он выпустил книгу «Лавр», на обложке которой написано «неисторический роман». Я иногда думаю, что мне на обложке надо было написать «незоологический роман», потому что эта книга — она про кота, но по ней не надо изучать повадки, свойства и качества котов. Кот — не метафора, не уподобление и не аллегория, это просто такой срез. А не собака — только потому, что у меня никогда не было собаки. <...> Но в этом плане (котов и собак) у меня нет расизма.

Е.Ц.: Он — не кот, конечно. Забавно, что мы вспомнили Федора Михайловича Достоевского. В «Преступлении и наказании» Раскольников — главный герой, но он практически все время молчит. Через него раскрываются Мармеладов, Свидригайлов и так далее. То есть он становится этим предметом, «ушами», через которые раскрываются другие герои. Поэтому эта книга — не про кота, а про гастарбайтеров, про Сергеича, про женщин, про мужчин, про алкашей и про Гришу, наверное, про какой-то его опыт и багаж. Там заложено очень много всего остроумного по поводу окружающей действительности через такую игру. Все-таки в этом есть какая-то игра и, наверное, даже шутка, в том, что это — кот.

Евгений Цыганов на «17 странице»

Также Григорий Служитель рассказал, что работает над некоторыми рассказами, но к новой большой форме пока не готов: не хочется халтурить, хочется делать то, что тебе действительно важно и тогда, когда это будет важно. Писатель также признался, что почти не читал других книг о котах: ни «Ваш покорный слуга кот» Сосэки Нацумэ, ни «Путь Мури» Ильи Бояшова, и даже расстроился, обнаружив в книжном магазине «Москва» целый стеллаж литературы про этих животных. Как отметил писатель, схожие темы очень часто встречаются, порой появляются одновременно на страницах разных писателей. Это удивительный и порой необъяснимый, но вовсе не плохой процесс.


Возможно будет интересно

Тайна пропавшего Лорда

Дзюба Ольга Юрьевна

Каллиграфические многоразовые прописи

Дмитриева Валентина Геннадьевна

Три мушкетера. Д' Артаньян

Фере-Флери Кристин

Бременские музыканты

Энтин Юрий Сергеевич

Мемуар

Юзефович Леонид Абрамович

Сказочный мир Шута

Князев Андрей Сергеевич

Нетуристическая Россия. С запада на восток

Сухарев Александр Алексеевич

Азбука вежливости

Терентьева Ирина Андреевна

500 ответов педиатра

Тюменцева Елена Николаевна

Агрессор

Дуглас Пенелопа

Транспорт

Дмитриева Валентина Геннадьевна

Мой театр. Книга вторая

Цискаридзе Николай Максимович

Тень и искры

Арментроут Дженнифер

Дикий зверь

Диккер Жоэль

Чем и как кормить кошку, чтобы не навредить

Нигова Екатерина Алексеевна

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации