«12 стульев» — первая совместная работа писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Она стала переосмыслением жанра плутовского романа на советском материале. Авторы изобразили в произведении множество ярких типажей: как главных героев — обаятельного авантюриста Остапа Бендера и бывшего «хозяина жизни», а ныне бесхребетного интеллигента Кисы Воробьянинова, так и второстепенных, в числе которых «знойная женщина — мечта поэта» мадам Грицацуева, «людоедка» Эллочка и предприимчивый графоман Никифор Ляпис-Трубецкой.
Роман разошелся на цитаты, которые стали неотъемлемой частью советской, а затем и постсоветской культуры. В их числе «утром — деньги, вечером — стулья», «человек, измученный нарзаном», «почем опиум для народа» и «лед тронулся, господа присяжные заседатели».
По мнению ряда литературоведов, «12 стульев» — настоящая энциклопедия советской жизни 1920-х годов. Благодаря роману современные читатели могут узнать о распространенных предметах быта, популярных идеях и главных событиях новостной повестки того времени.
Роман был неоднократно экранизирован. Среди исполнителей роли Остапа Бендера были такие известные актеры, как Андрей Миронов и Арчил Гомиашвили. Произведение пользовалось популярностью и у зарубежных режиссеров, которые сняли более 15 экранизаций романа.
Идею романа Ильфу и Петрову предложил старший брат последнего — уже прославившийся к тому времени писатель Валентин Катаев. Сам он вдохновился сюжетом Арона Эрлиха, который создал пьесу об эмигранте, вернувшемся на родину в поисках спрятанных им от большевиков бриллиантов. В финале произведения выяснялось, что они уже были обнаружены и переданы государству. Подобную тему разрабатывал и писатель Лев Лунц. Можно сказать, что идея о поиске спрятанных от советской власти драгоценностях витала в воздухе.
В 1927 году Катаев помог начинающим авторам составить первоначальный план произведения. Предполагалось, что Ильф и Петров напишут большую часть текста, а Катаев дополнит его и отредактирует. Катаев не собирался контролировать работу соавторов. Он уехал из Москвы на юг, чтобы писать собственное произведение, оставив Ильфа и Петрова работать над их общим романом. Писатели справились быстро — они завершили текст произведения всего за пять месяцев. Вернувшись в столицу, Катаев ознакомился с романом и передумал становиться третьим соавтором — настолько он ему понравился. К тому же, по его собственному признанию, Ильф и Петров ввели в текст Остапа Бендера — персонажа, которого вообще не было в его первоначальном плане, но который в итоге стал главным героем произведения.
Первые главы романа появились в литературном журнале «30 дней» в январе 1928 года — то есть сразу же после окончания работы над ним. Быстро получить доступ к читательской аудитории писателям помог их друг — поэт и критик Владимир Нарбут. После окончания серии журнальных публикаций произведение вышло отдельным изданием.
Ильф Илья Арнольдович
Ильф Илья Арнольдович
Роман быстро стал популярным. Но только у простых читателей: критики же обходили его ледяным молчанием. За полтора года после первой публикации появились лишь три небольшие заметки, авторы которых отзывались о произведении в довольно негативном тоне. Об этой ситуации язвительно написал Осип Мандельштам, упрекнув критиков в том, что они проигнорировали «этот брызжущий веселой злобой и молодостью» и «дышащий требовательной любовью к советской стране памфлет». Также о книге положительно отозвался известный революционер Николай Бухарин. Легитимизировал же роман в советской литературе критик Анатолий Тарасенков своей статьей «Книга, о которой не пишут». После нее о книге Ильфа и Петрова наконец-то стали писать, причем в позитивном ключе.
Но все резко изменилось в 1949 году — уже после смерти писателей — власти СССР запретили роман «12 стульев» и его продолжение «Золотой теленок» за «безыдейность». Однако десятилетие спустя дилогия триумфально вернулась в официальную литературу. Она издавалась многомиллионными тиражами, а также легла в основу ряда театральных постановок и двух экранизаций.
Ильф Илья Арнольдович
Авторы знакомят читателей с Ипполитом Воробьяниновым — немолодым вдовцом, который до Октябрьской революции был помещиком и предводителем дворянства в Старгороде, а после переехал в «уездный город N», где устроился на работу в ЗАГС. Там он откровенно скучал. Компанию Воробьянинову составляла теща Клавдия Петухова. Перед своей смертью женщина рассказывает зятю, что в неспокойные времена спрятала свои фамильные драгоценности в один из стульев их мебельного гарнитура, который остался в Старгороде. Об этом же Петухова во время исповеди рассказывает священнику Федору Вострикову. Воробьянинов и Востриков, не сговариваясь, отправляются в Старгород.
В Страгороде Воробьянинов останавливается у своего бывшего дворника. Там он знакомится с Остапом Бендером — молодым авантюристом, который также остался у дворника на ночлег. Бендер принимает Воробьянинова за эмигранта и пытается этим его шантажировать. Воробьянинов теряется. В конце концов он решает привлечь Бендера к поиску сокровищ, считая, что такой «жулик» может ему пригодиться.
Бендер и Воробьянинов расспрашивают дворника о стульях. Они выясняют, что всю мебель Петуховой увезли в неизвестном направлении. Дворник указывает местоположение только одного стула — он остался в бывшем доме Воробьянинова, который теперь называется «2-й дом Старсобеса». Завхозом в нем работает вороватый и стыдливый Александр Альхен. Бендер приходит к нему, притворяясь пожарным инспектором. От старух, занимающихся в многочисленных кружках, расположенных в здании, Бендер узнает, что стул был продан перекупщику родственником Альхена. Бендер допрашивает мужчину, но не узнает от него каких-либо полезных сведений о перекупщике. В это время Воробьянинов случайно встречает в городе священника Вострикова. Выясняется, что именно он купил стул у родственника Альхена. Воробьянинов пытается отнять у него стул. Начинается драка, в ходе которой стул ломается. Бриллиантов в нем нет.
Воробьянинов и Бендер заселяются в местную гостиницу. Бендер отправляется к жадному архивариусу Коробейникову, у которого хранятся все документы на национализированную мебель. Бендер выясняет, что один стул был передан ветерану войны Грицацуеву, а остальные — в московский музей мебели. После Бендера к Коробейникову приходит Востриков. Архивариус под видом ордеров на стулья Петуховой отдает Вострикову документы на другой мебельный гарнитур.
Бендер выясняет, что Грицацуев умер, а его вдова ищет нового мужа. Бендер решает жениться на ней. Во время первой брачной ночи Бендер похищает у Грицацуевой стул и несколько ценных вещей. Стул он относит в гостиничный номер к Воробьянинову. Бендер вскрывает стул, но бриллиантов в нем нет. Бендер и Воробьянинов отправляются в Москву.
В Москве Воробьянинов и Бендер останавливаются в студенческом общежитии у знакомых последнего. Воробьянинов и Бендер выясняют, что стулья, которые в течение нескольких лет лежали на складе, следующим вечером будут выставлены на продажу на аукционе. Воробьянинов влюбляется в Лизу — жену бедного студента-чертежника, который из-за безденежья был вынужден перейти на вегетарианство. Воробьянинов приглашает девушку в ресторан и, желая ее впечатлить, тратит часть денег, которые были отложены на покупку стульев.
На следующий день на аукционе Бендеру удается выиграть торг: его ставка — 200 рублей. У Бендера есть эти деньги, однако необходимо уплатить еще 30 рублей на комиссионный сбор. Бендер надеется на Воробьянинова, но тот не может уплатить нужную сумму. Бендера и Воробьянинова выводят из зала, где проходит аукцион, а стулья продают поштучно.
Бендер нанимает беспризорников, чтобы они проследили, где живут покупатели стульев. Выясняется, что четыре стула были проданы в театр, два — неизвестной девушке, один — некоему мужчине с Садовой-Спасской, один — в редакцию газеты «Станок», еще один — в квартиру около Чистых прудов. Последний стул пропал на Октябрьском вокзале — беспризорник не смог туда проникнуть из-за вооруженных охранников.
Бендер начинает поиски со стульев, которые увезла неизвестная девушка. Ею оказывается жена инженера Щукина Эллочка — легкомысленная девушка со скудным словарным запасом. Бендер выменивает у нее один из стульев на ситечко, которое он украл у Грицацуевой. Ему удается выяснить, что второй стул находится у ее мужа, который недавно от нее переехал. Бендер узнает у Эллочки адрес Щукина.
Воробьянинов отправляется к незнакомцу на Садовой-Спасской. Им оказывается юморист Авессалом Изнуренков. Воробьянинов пытается украсть стул, однако его замечает Изнуренков. Он принимает Воробьянинова за судебного пристава, поэтому не зовет на помощь, но отказывается отдавать стул. В конце концов он дает Воробьянинову взятку. Тот уходит.
В это время Бендер отправляется к Щукину. Тот временно живет в квартире у своего друга. Щукин хочет помыться, намыливается, но вода из крана не идет. Он выходит из квартиры в поисках дворника, который принес бы ему воды, но дверь захлопывается и оставляет намыленного Щукина на лестничной площадке. Там его и застает Бендер. Он понимает, в чем дело, ногтем открывает дверь и обманом получает от благодарного инженера еще один стул.
Бендер возвращается к Воробьянинову. Тот рассказывает ему о тщетной попытке забрать стул у Изнуренкова. Бендер соглашается решить этот вопрос, но взамен требует снизить долю Воробьянинова при будущем дележе сокровищ. Воробьянинов неохотно соглашается. Бендер направляется к Изнуренкову и застает его с девушкой. Он представляется судебным приставом, отчитывает Изнуренкова за то, что он не отдал стул Воробьянинову и сам забирает его. Изнуренков пытается возражать, бежит вслед за Бендером, но вскоре остывает и забывает о стуле.
Воробьянинов передает Бендеру свежую газету «Станок». Там напечатана заметка о том, что Бендера сбила лошадь. Тот понимает, что это повод попасть в редакцию. Под видом человека, требующего опровержения заметки, он осматривает помещения редакции. В это время газету получает и Грицацуева. В поисках мужа она отправляет в редакцию «Станка». Там она сталкивается с Бендером. Тот убегает. Грицацуева теряется в огромном здании редакции и остается закрытой на ночь. Ночью в здание пробирается Бендер — он идет за стулом. Грицацуева видит его. Бендер с иронией отвечает на ее претензии. Он оставляет Грицацуеву и отправляется за стулом. Стул оказывается пустым. После этого Бендер вскрывает стул в квартире поэта-халтурщика Никифора Ляписа-Трубецкого, но и в нем бриллиантов нет.
Бендер понимает, что остается пять стульев — четыре в театре и один, который исчез с Октябрьского вокзала. Он принимает решение начать охоту за театральными стульями, поскольку их больше. Бендер и Воробьянинов посещают театр и убеждаются, что стулья на месте.
Бендер узнает, что театру нужен художник, и предлагает свои услуги — при том, что он совершенно не умеет рисовать. Эта уловка позволяет Бендеру и Воробьянинову отправиться на гастроли на теплоходе вместе с театром. Бендер поддерживает иллюзию того, что он рисует плакат к предстоящему выступлению. В это время ему удается вскрыть один стул, который оказывается пустым.
Труппа театра замечает, что Бендер не умеет рисовать, и высаживает его вместе с Воробьяниновым в деревне Васюки. Бендер решает догнать театральную труппу по суше. Чтобы заработать денег, он представляется известным гроссмейстером и устраивает в Васюках сеанс одновременной игры в шахматы — при том, что играть он вообще не умеет. Бендер проигрывает все партии и вместе с Воробьяниновым убегает с полученными деньгами. Они берут билеты на поезд и догоняют труппу.
Бендеру удается договориться с монтером театра, что тот за 20 рублей украдет для них стулья. Чтобы заработать необходимую сумму, Воробьянинов побирается, а Бендер продает билеты для осмотра бесплатной достопримечательности. Монтер выносит им лишь два стула, которые оказываются пустыми. Третий он обещает вынести позже. В это время Востриков ищет другой гарнитур, ордер на который продал ему жадный архивариус. Он находит эти стулья и пишет жене письмо, чтобы она распродала имущество, а деньги выслала ему, чтобы он смог их купить. Востриков покупает гарнитур, вскрывает стулья, но там, разумеется, никаких бриллиантов нет.
Монтер обманывает Бендера и Воробьянинова — он не выносит им третий стул. Они встречают Вострикова, который после ситуации с гарнитуром повредился умом. Бендер и Воробьянинов продолжают преследовать театральную труппу. В конце концов им удается завладеть стулом, но он оказывается пустым. Они возвращаются в Москву.
Бендеру удается выйти на след стула, который был потерян на вокзале. Теперь он находится в новом клубе железнодорожников. Бендер дразнит Воробьянинова, что заберет большую часть добычи себе. Не выдержав нервного напряжения, Воробьянинов перерезает Бендеру горло. Воробьянинов отправляется в клуб железнодорожников и вскрывает стул, но тот оказывается пустым. Выясняется, что ранее сторож нашел в стуле бриллианты, на деньги от продажи которых и был построен клуб.
Ильф Илья Арнольдович
Ильф Илья Арнольдович
Ильф Илья Арнольдович
Гришэм Джон
Коновалов Сергей Сергеевич
Голлов А. Дж.
Кащеев Глеб Леонидович
Нуре Аслак
RuNyx
Дементьев Михаил Александрович
Кузнецова Екатерина Александровна
Вуд Яна
Рэйн Сола
Моран Фэя
Крамер Стейс
Макманус Карен М.
Анонимус
Драйзер Теодор
Кеннеди Эль
Кент Рина
Оно Косукэ
Сантини Бертран
Кеннеди Эль
Иствуд Кира
Петерсон Хельга
Пелевина Оксана
Сорокин Владимир Георгиевич
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.