Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
10 фактов о Средневековье

10 фактов о Средневековье

29.07.2023

Средневековье — загадочная и противоречивая эпоха. Кто‑то считает его временем благородных рыцарей и прекрасных принцесс, кто‑то — темными веками чумы, свирепой инквизиции и мракобесия, которые чуть было не привели к закату западной цивилизации.

О роли Средних веков в развитии человечества до сих пор ведутся ожесточенные споры. Как и о том, какой период истории вообще относить к Средневековью. И, хоть окончательного ответа так и не появилось, большинство современных ученых склонны считать началом этой эпохи падение Западной Римской империи, а окончанием — Ранний Ренессанс.

Забавно, но сами люди Средневековья даже не подозревали, в какое непростое время живут, и не предполагали, какие невероятные мифы об их повседневности придумают потомки.

В этой статье мы собрали для вас факты, которые развеют 10 самых распространенных мифов о Средневековье.

  1. Считается, что у средневековых людей дела с личной гигиеной обстояли очень плохо: они практически не мылись, не чистили зубы, а запах грязного тела заглушали ладаном и духами. Однако это неправда. Люди регулярно мылись в открытых водоемах и посещали общественные бани, которые были в большинстве городов. Знать же могла позволить себе индивидуальные ванны, которые тоже принимались с завидной периодичностью.

  2. Викинги не носили рогатых шлемов, в которых их принято изображать в современной поп‑культуре. Наличие шлема вообще было для них необязательно: им предписывалось иметь только топор, меч, копье и щит. У некоторых викингов шлемы все же были. Как правило, они состояли из кожи и небольшой металлической пластины, защищающей нос, а самые богатые воины могли себе позволить полностью металлический шлем. Но на них не было рогов и других излишеств, которые могли бы помешать в бою.

    Миф о рогатых шлемах викингов родился в XIX веке, на волне интереса скандинавов к прошлому своих стран. В это время художник Иоганн Август Мальмстрём на иллюстрациях к «Саге о Фритьофе» изобразил воинов в рогатых и крылатых шлемах, просто потому что он художник, он так видит. Окончательно представление о викингах как грозных воинах в рогатых шлемах закрепилось в европейской культуре благодаря работам немецкого художника Карла Эмиля Доплера, который готовил концертные костюмы для артистов, исполнявших оперу «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера.

  3. Вопреки распространенным представлениям, Средневековье не было эпохой тотального закрепощения женщин. Во многом условия их жизни зависели от принадлежности к определенному социальному слою. Так, служительницы церкви имели столько же прав, сколько и их коллеги‑мужчины. Дамы знатных сословий подчас обладали не меньшей властью, чем их братья и мужья. В известной медицинской школе в Салерно преподавали профессора‑женщины. А простая крестьянская девушка Жанна д`Арк смогла стать военачальницей. Правда, сначала ей пришлось убедить Карла VII в том, что к ней действительно приходили святые.

  4. Права первой ночи, позволяющего феодалу лишать девственности зависимых от него крестьянок, никогда не существовало, во всяком случае, в официальных документах. К такому выводу пришел ряд современных исследователей.

    Корней у этого распространенного и крайне живучего мифа несколько. Первый — популярные в Средние века истории о различных племенах варваров, для которых право первой ночи в порядке вещей. Стоит учитывать, что, распространяя такие истории, просвещенные средневековые европейцы противопоставляли себя другим диким народам. Второй — неправильный перевод ряда средневековых документов. Например, термин «ложиться под господина» имел в них не сексуальный, а юридический подтекст. Речь шла о переходе в подданство сеньора. Помимо прекрасных крестьянок, под господина «ложились» их мужья и даже дети. Третий — многочисленные спекуляции эпохи Просвещения, с помощью которых философы и писатели пытались подчеркнуть «отсталость» средневековых нравов.

  5. Поголовная безграмотность средневековых людей — еще один очень живучий миф. Во‑первых, многочисленные представители монашества и духовенства были весьма образованными людьми по меркам того времени. При многих монастырях были открыты школы, существовали они и при кафедральных соборах. Во‑вторых, среди знати было не так уж и много праздно шатающихся золотой молодежи: юные аристократы практически поголовно получали неплохое — опять же по тем временам — образование. Некоторых из них отправляли учиться в монастыри, другие же занимались дома с репетиторами.

    В XI веке образование стало еще более доступным. В крупных городах начали появляться школы, которые посещали дети богатых горожан. Столетие спустя из этих школ вырастут университеты. А первый протоуниверситет появился еще в IX веке в итальянском городе Салерно. Да, в том самом, в котором преподавали профессора‑женщины. Там готовили будущих медиков. Первые три года студенты изучали логику, следующие пять лет — теорию медицины, а последний год отводился на практику.

  6. Согласно расхожему мнению, средняя продолжительность жизни в Средние века была необычайно мала, а люди, отметившие полувековой юбилей, считались глубокими стариками. Сторонники этой гипотезы подтверждают ее тем, что в те времена не существовало современных лекарств, уровень бедности был выше, а насилие было неотъемлемой частью повседневной жизни.

    Однако ученые в этом сомневаются. Да, уровень детской смертности действительно был высоким, причем как среди королевских особ, так и среди простолюдинов. Эпидемия чумы тоже внесла существенные коррективы в статистику. Но существует немало документов, которые подтверждают: люди старше 60 лет были в Средние века отнюдь не редкостью. Причем они не были немощными стариками — в свои 60, 70 и даже 80 лет они активно участвовали в политической и культурной жизни своих стран. Стоит отметить, что в основном это касается знати и приближенных к ней лиц: о продолжительности жизни простых горожан и крестьян попросту нет данных. Тем не менее даже эта информация дает основания считать, что популярные представления о продолжительности жизни в Средневековье существенно расходятся с реальностью.

  7. В Средневековье не существовало тайных рыцарских орденов. Напротив, свою принадлежность к ордену было принято всячески подчеркивать с помощью особых ритуалов, процедур и символов. Рыцарь посвящал ордену всю свою жизнь, совсем как монах, и делать это тайно не представлялось возможным. Кстати, о сходстве с монахами. Рыцари так же, как и их религиозные «коллеги», при вступлении в орден приносили три обета: обет бедности — отказывались от своего имущества, обет целомудрия — отказывались от семейной жизни — и обет послушания, но он в комментариях не нуждается.

  8. Средневековье принято считать темным временем, в которое не развивались ни искусство, ни наука. Разумеется, это не так. Мы уже упоминали о первых университетах, открывшихся в Европе именно в Средние века. Тогда же появились и многие важные технические достижения: доменные печи, огнестрельное оружие и печатный станок, распространение ветряных мельниц.

  9. Для многих людей Средние века представляются временем тотального беззакония и правового хаоса, когда инквизиторы направо и налево сжигали на кострах всех подвернувшихся под руку. Однако именно в Средневековье правосудие приобрело знакомые нам гуманные черты, такие как обязательные открытость судебных заседаний, признание обвиняемым своей вины и публичное оглашение приговора. Также средневековые чиновники должны были вести подробный протокол судебного заседания, в который заносили любые, даже незначительные на первый взгляд детали. Можно возразить, что у средневековых правоохранителей было множество способов влиять на показания обвиняемых, но согласитесь: даже эти, как может показаться, небольшие нововведения — большой шаг в сторону достижения справедливости.

  10. В современной культуре Средневековье зачастую изображается как время благородных рыцарей и целомудренных принцесс — в общем, эпоха высоких нравов. Соответственно, секса там не было, а если и был, то стыдливо замалчивался. Женщина же вовсе была лишена права демонстрировать свою сексуальность, иначе добро пожаловать на костер инквизиции.

    Однако в реальности тема секса не просто не замалчивалась — она была одной из главных в жизни женщины. Средневековые врачи открытым текстом предупреждали своих пациенток о страшных болезнях, которые им угрожают, если их половая активность будет слишком низкой. А если на пути к здоровой сексуальной жизни женщине будет что‑то мешать, например излишне робкий или больной муж, то это препятствие можно было легко устранить через суд, получить развод и вместе с ним часть имущества бывшего супруга.

    Да, в средневековых судах подобные дела не были редкостью. Но все было справедливо: если супруг мог доказать свою мужскую состоятельность, то все нажитое непосильным трудом оставалось у него, а излишне активная жена уходила ни с чем. Вот только доказательства должны были быть не на словах — свои сексуальные способности нужно было продемонстрировать при свидетелях. И, если секс в публичных местах не входил в круг интересов незадачливого мужа, он оставался без жены и имущества. Такое вот время высоких нравов.

Узнать больше достоверной информации об интересной, но малоизвестной широкой аудитории эпохе Средневековья вы сможете благодаря книгам из нашей специальной подборки.

Секс в Средневековье

Аннотация

Рут Мазо Каррас — заслуженный профессор истории Миннесотского университета, автор бестселлеров и научных статей по средневековой истории и истории пола и сексуальности. Ее книги известны во всем мире.

Книга «Секс в Средневековье» — вызов толкованию Средневековья в общей истории. Противоречивость религиозных взглядов средневековой общественности заставляет предположить, что секс и сексуальность не были широко обсуждаемой темой в ту эпоху, однако историк Рут Мазо Каррас развеяла эти мифы. В это издание включены последние научные исследования, освещены такие темы как целомудрие, супружеская сексуальная активность, противоправное поведение, роль церкви в обществе и т д. Книга создана как для тех, кто изучает средневековую историю и культуру, так и для тех, кто интересуется в целом, как сексуальность и сексуальная идентичность рассматривались в прошлом.

Подробнее о книге

Блудливое Средневековье

Аннотация

Добро пожаловать в Средневековье — жестокую и веселую эпоху, когда люди с одинаковым
рвением молились и убивали, пировали и постились, грешили и каялись. Время фанатиков, умиравших за веру Христову в Крестовых походах, и лицемеров, именовавших бобров рыбой, чтобы их можно было есть в постные дни.

В этой книге автор расскажет о том, как в Средние века влюблялись и распутничали, мылись и предохранялись, рисовали половые органы на стенах церквей. А еще читатели узнают о том, в каком возрасте выходили замуж, как жили без ванны, что означал супружеский долг, выяснят, почему «проститутка» лучше «шлюхи», и даже разберутся, из‑за чего развалилось обвинение в ведьмовстве против Жанны д’Арк.

Подробнее о книге

Страдающее Средневековье. Подарочное издание

Аннотация

Перед вами третье, дополненное подарочное издание «Страдающего Средневековья». Эта книга расскажет, как в христианском искусстве священное переплеталось с комичным, монструозным или непристойным. Речь пойдет не только о прошлом, но и о том, как сегодня читать средневековые образы.

Откуда на страницах Псалтирей и Часословов монстры в монашеских рясах? Зачем на стенах храмов изображали любовников в неприличных позах? Почему Сатану и Антихриста порой представляли с нимбами, словно святых? Как Христос стал аллегорией философского камня в алхимических трактатах?

Принято считать, что художник того времени действовал в строгих рамках, заданных церковным каноном, волей заказчика и древними образцами. Но на деле у средневековых мастеров оставалось пространство для визуального эксперимента с сакральными сюжетами. Вместе мы выясним, где в средневековом искусстве пролегала граница между дозволенным смехом и святотатством.

Эта книга была создана по инициативе сообщества «Страдающее Средневековье», объединившего более полмиллиона подписчиков.

Подробнее о книге

История алхимии. Путешествие философского камня из бронзового века в атомный

Аннотация

Обычно алхимия ассоциируется с изображениями колб, печей, лабораторий или корня мандрагоры. Но вселенная златодельческой иконографии гораздо шире: она богата символами и аллегориями, связанными с обычаями и религиями разных культур. Для того, чтобы увидеть в загадочных миниатюрах настоящий мир прошлого, мы совершим увлекательное путешествие по древнему Китаю, таинственной Индии, отправимся в страну фараонов, к греческим мудрецам, арабским халифам и европейским еретикам, а также не обойдем вниманием современность. Из этой книги вы узнаете, как йога связана с великим деланием, зачем арабы ели мумий, почему алхимией интересовались Шекспир, Ньютон или Гёте и для чего в СССР добывали философский камень. Расшифровывая мистические изображения, символизирующие обретение алхимиками сверхспособностей, мы откроем для себя новое измерение мировой истории.

Сергей Зотов — культурный антрополог, младший научный сотрудник библиотеки герцога Августа (Вольфенбюттель, Германия), аспирант Уорикского университета (Великобритания), лауреат премии «Просветитель» за бестселлер «Страдающее Средневековье. Парадоксы христианской иконографии».

Подробнее о книге

Истинная правда. Языки средневекового правосудия

Аннотация

Ольга Тогоева — специалист по истории средневековой Франции, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН.

В книге «„Истинная правда“. Языки средневекового правосудия» на материале архивов Парижского парламента, королевской тюрьмы Шатле, церковных и сеньориальных судов исследуется проблема взаимоотношений судебной власти и простых обывателей во Франции эпохи позднего Средневековья. Каковы особенности поведения и речи обвиняемых в зале суда, их отношение к процессуальному и уголовному праву? Как воспринимают судьи собственную власть? Что они сами знают о праве, судебном процессе и институте обязательного признания? На эти и многие другие вопросы Ольга Тогоева отвечает, рассматривая также и судебные ритуалы — один из важнейших языков средневекового правосудия и способов коммуникации власти с подданными. Особое внимание в книге уделено построению судебного протокола, специфике его формуляра, стиля и лексики. Издание адресовано историкам, юристам, филологам, культурологам, а также широкому кругу читателей, интересующихся эпохой Средневековья.

Подробнее о книге

Византийская кунсткамера. Неортодоксальные факты из жизни самой православной империи

Аннотация

В своей новой книге Энтони Калделлис, известный специалист в области истории византийской культуры и цивилизации, профессор классической филологии в университете штата Огайо, развенчивает мифы о Византии, которые складывались столетиями.

Многие факты, собранные здесь, вращаются вокруг политической и религиозной жизни Византии. Рассказы о святых и связанные с ними чудеса — от веселых до отвратительных, а также удивительные истории из повседневной жизни византийцев поражают своей откровенностью. Включены в книгу и сведения о некоторых изобретениях византийской науки и техники, опередивших свое время, — от военных (огнеметы и ручные гранаты) до театральных («лифтовые» троны, рычащие механические львы) и медицинских (катетеры и лекарства).

Обширный набор исторических аномалий и абсурдов, описанных автором, проливает свет на одну из самых загадочных и религиозных империй в мире.

Подробнее о книге

Средневековая магия. Визуальная история ведьм и колдунов

Аннотация

Женщина, летящая по ночному небу верхом на метле. Седобородый старик с посохом, завернутый в длинный плащ. Эти образы колдуний и волшебников появились в современной культуре под влиянием средневековых изображений — а большинство наших фэнтезийных вселенных основаны на представлениях о магии, сложившихся в Западной Европе в XIV–XVII вв. В этой книге речь пойдет о визуальных истоках воображаемого волшебного мира. Как художники изображали знаменитых чародеев и волшебниц прошлого? Какую роль иконография сыграла в охоте на ведьм? И почему тысячи магов по всей Европе следовали указаниям иллюстрированных гримуаров, колдовских книг? Это исследование приведет нас к образам, легко узнаваемым сегодня по фильмам, музыке и компьютерным играм: волшебной палочке и ведьминской метле из фэнтези, сатанинской пентаграмме из фильмов ужасов и черному козлу из рок‑музыки. Тысяча лет средневековой магии не канули в лету, но оставили глубокий след в современной культуре.

Дильшат Харман — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Центра визуальных исследований Средневековья и Нового времени РГГУ. Специалист по европейскому искусству Средних веков и Нового времени.

Сергей Зотов — докторант Уорикского университета (Великобритания), младший научный сотрудник библиотеки герцога Августа (Германия). Специалист по иконографии и истории алхимии.

Подробнее о книге

Изгои Средневековья: "черные мифы" и реальность

Аннотация

Галина Светлояровна Зеленина ‒ историк, кандидат исторических наук, доцент РГГУ, старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС, автор книг «Огненный враг марранов. Жизнь и смерть под надзором инквизиции», «Иудаика два: Ренессанс в лицах» и др.

Закрытая община иноверцев, много столетий жившая в фанатичной христианской Европе. Алчные ростовщики и вероломные предатели — и поджидающие их за стенами квартала изощренные наветы и кровавые погромы. Как вы думаете, о каком народе мы сейчас говорим?

Евреи. Как наглядно показывают писатели и кинематографисты, их тысячу лет ждали только презрение, ненависть и кровопролитие. Но так ли это на самом деле и сколько в этом стереотипе правды? Галина Зеленина расскажет вам совсем другую историю средневековых евреев и их заклятых соседей христиан ‒ историю, которую реконструируют ученые. И поверьте ‒ здесь есть, чему удивиться.

В этой книге мы поговорим:

  • о политике церкви и короны, стремлении к законности и незаконных гонениях на евреев;
  • о повседневных контактах христиан и евреев в средневековом городе;
  • об иудео‑христианской полемике, знаменитых диспутах и их последствиях;
  • о насилии, мученичестве и мессианских ожиданиях.

История христиан и евреев содержит много загадок и мифов, которые должны быть раскрыты и исследованы. Давайте вместе начнем приоткрывать завесу этой тайны.

Подробнее о книге

Евнухи в Византии

Аннотация

Шон Тафер — специалист позднеримской и византийской истории, профессор в Школе истории, археологии и религии Кардиффского университета. Существование евнухов было одной из определяющих черт Византийской империи. Шон Тафер исследует различные грани феномена евнухов. Какие роли играли евнухи при дворе? Они встречаются не только как услужливые слуги; некоторые из них были влиятельными политическими деятелями, видными епископами и монахами. Читатель узнает, как общество относилось к евнухам, особенно к их гендерной идентичности — воспринимались ли они мужчинами, женщинами или третьим полом. Охватывая весь период истории империи, с IV по XV век н. э., автор представляет всесторонний обзор истории евнухов, используя обширный сравнительный материал из Китая, Персии, Османской империи и т. д. Книга «Евнухи в Византии» переведена Андреем Виноградовым, российским историком, исследователем Византии и раннего христианства.

Подробнее о книге

Тело Папы

Аннотация

Книга известного итальянского медиевиста Агостино Паравичини Бальяни представляет собой масштабный экскурс в историю папства — древнейшего духовного института Европы. Читателю предстоит познакомиться с ритуалами, сопровождавшими избрание и погребение понтификов, узнать, какие сакральные начала скрыты за их телесной оболочкой и как Курия толковала понятия бренности и вечности.

В основе книги — рассуждения автора о сущности власти, о божественном и природном в человеке. Мир римских пап с мечтами о долголетии и страхом смерти, спорами о хрупкости тела и бессмертии души предстает перед нами во всем его многообразии.

Перевод книги на русский язык выполнил российский медиевист, доктор исторических наук, специалист по культуре средневекового Запада Олег Воскобойников.

Подробнее о книге

Изобретение новостей. Как мир узнал о самом себе

Аннотация

Книга профессора современной истории в Университете Сент‑Эндрюса, признанного писателя, специализирующегося на эпохе Ренессанса Эндрю Петтигри впервые вышла в 2015 году и была восторженно встречена критиками и американскими СМИ. Журнал New Yorker назвал ее «разоблачительной историей», а литературный критик Адам Кирш отметил, что книга является «выдающимся предисловием к прошлому, которое помогает понять наше будущее».

Автор охватывает период почти в четыре века—от допечатной эры до 1800 года, от конца Средневековья до Французской революции, детально исследуя инстинкт людей к поиску новостей и стремление быть информированными. Перед читателем открывается увлекательнейшая панорама столетий с поистине мульмедийным обменом, вобравшим в себя все доступные средства распространения новостей—разговоры и слухи, гражданские церемонии и торжества, церковные проповеди и прокламации на площадях, а с наступлением печатной эры—памфлеты, баллады, газеты и листовки.

Подробнее о книге

Легенды Царьграда

Аннотация

Настоящую книгу составили переводы греческих текстов VIII–X веков, рассказывающих различные истории, подчас фантастические, о древней культуре Константинополя. Заброшенные в «темные века» здания и непонятные статуи внушали горожанам суеверный ужас, но самые смелые из них пытались проникнуть в тайны древних памятников, порой рискуя жизнью. Загадочные руины обрастали пышными легендами, а за парадным фасадом Города крылся необычный мир древних богов и демонов.

Путешествуя по «воображаемому Константинополю» вместе с героями текстов, читатель сможет увидеть, как византийцы представляли себе историю дворцов и бань, стен и башен, храмов и монастырей, а также окунуться в прошлое и даже будущее столицы христианского мира.

Книга «Легенды Царьграда» составлена и переведена Андреем Виноградовым, российским историком, исследователем Византии и раннего христианства.

Подробнее о книге

Похищение чудовищ: Античность на Руси

Аннотация

Ольга Кузнецова — кандидат филологических наук, научный сотрудник филологического факультета МГУ, преподаватель Школы Юного Филолога имени Л. М. Баш

О книге «Похищение чудовищ: Античность на Руси»:

Это история о том, как античные монстры и легендарные чудовища из греческих мифов оказались в русских средневековых манускриптах; как русский человек воспринял и смог адаптировать мифологические сюжеты классической древности и создать уникальные образы и сюжеты, обогатившие русское средневековое искусство. В Средневековье эти чудовища были в основном злодеями, а читательский интерес к ним возникал по большей части из‑за тяги к страшному и невиданному. Зато сегодня наблюдать за метаморфозами чужеземных чудовищ — одно удовольствие!

В наши дни популярны «перевернутые» истории о том, как доблестный рыцарь отправляется на подвиг, но в итоге решает спасти не принцессу, а дракона. Или о том, как принцесса предпочитает колоритного монстра всем этим заурядным принцам. Несколько сотен лет назад люди тоже очень интересовались чудовищами: рисовали их и подробно описывали. Многих монстров «похищали» из иностранных источников, тексты перерабатывались, в результате чего возникали русские свинги (сфинксы) и китоврасы (кентавры), кентавроидные медузы и др.

Из книги «Похищение чудовищ: Античность на Руси» вы узнаете:

  • О жизни драконов на Руси;
  • О появлении ног у медузы и ехидны;
  • О привлекательных бестиях с чертами прекрасных дев;
  • О том, как между Сциллой и Харибдой разместились — трехголовый пес, гидра, кит и целый сонм монстров!

Для кого эта книга:

  • Для всех тех, кто любит историю и фольклор, мифы и легенды
  • Для специалистов по истории культуры
Подробнее о книге

Чумазое средневековье. Мифы и легенды о гигиене

Аннотация

Книга историка и конструктора Екатерины Мишаненковой посвящена развенчанию популярных мифов об эпохе средних веков.

В Средние века люди были жутко грязными и вонючими — никогда не мылись, одежду не стирали, рыцари ходили в туалет прямо под себя, в доспехи. Широкополые шляпы носили, чтобы защищаться от помоев и содержимого ночных горшков, постоянно выливаемых из окон. Королева Изабелла Кастильская поклялась не менять белье, пока мавры не будут изгнаны из Испании, и мылась только два раза в жизни. От Людовика XIV воняло «как от дикого зверя». Король Фридрих Барбаросса чуть не утонул в нечистотах. А на окна британского парламента вешали ароматизированные занавески, чтобы защититься от вони, исходящей от Темзы.

Что из этого правда, а что вымысел? Как была в реальности устроена средневековая баня или туалет? Как часто стирали белье и какими благовониями пользовались наши предки? Давайте обратимся к фактам.

Подробнее о книге

Пьяное Средневековье

Аннотация

Екатерина Мишаненкова — историк и реконструктор, исследователь средневекового быта и нравов, автор научно‑популярных книг о Средневековье и биографий исторических личностей в серии «История и наука Рунета». Изучение Средневековья очень похожа на игру «Правда или ложь?» — факты и выдумки перемешаны настолько сильно, что отделить их порой друг от друга почти нереально. В своей новой книге «Пьяное Средневековье» автор подробно исследует историю и роль виноделия в жизни средневекого общества. Вокруг вина в Средние века и по сей день существует много мифов. Широко распространено мнение, что люди пили алкоголь каждый день — за завтраком, обедом и ужином, причем начиная с пеленок, а пирах били целый винные фонтаны. Как же на самом деле относились к вину в Средние века? Ответ в этой книге.

Из книги вы узнаете:

  • Что хранит в себе история спиртных напитков?
  • Что Почему алкоголь имел религиозное значение?
  • Что По какому поводу пили вино?
  • Что Как средневековые люди умудрялись не спиваться?

Для кого книга:

  • Что Для тех, кто любит историю;

  • Для тех, кто изучает историю с необычных сторон;
Подробнее о книге

Русское Средневековье

Аннотация

Как долго продолжалось татаро‑монгольское иго? Кто был автором «Слова о полку Игореве»? Кто назвал князя Александра Невским, а князя Ярослава Мудрым?

На эти и многие другие вопросы отвечает доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Антон Горский.

В книге «Русское Средневековье» автор восстанавливает историческую справедливость и развенчивает некоторые мифы так называемой альтернативной истории.

Взгляды А. Горского в ряде случаев отличаются от официально признанных, поэтому погружение в средневековую Русь становится еще более интересным.

Подробнее о книге

Средневековье в юбке

Аннотация

Екатерина Мишаненкова — историк и реконструктор, исследователь средневекового быта и нравов, автор научно‑популярных книг о Средневековье и биографий исторических личностей в серии «История и наука Рунета». Изучение Средневековья очень похожа на игру «Правда или ложь?» — факты и выдумки перемешаны настолько сильно, что отделить их порой друг от друга почти нереально. В своей новой книге «Средневековье в юбке» автор подробно исследует роль женщины в Средневековой истории. Какая она — «правильная» средневековая женщина? «Сосуд греха» или Прекрасная Дама? Ценный товар на брачном рынке или бесправная рабыня мужа? Дерзкая блудница или экзальтированная монахиня? А может все это вместе взятое? Ответ в этой книге.

Из книги вы узнаете:

  • Чему учили женщин в Средневековье?
  • Почему церковь скрывает влияние женщин на христианство?
  • Есть ли у женщины душа?
  • Когда женщинам жилось хорошо в Средневековье?

Для кого книга:

  • Для тех, кто любит историю, юмор и феминизм;
  • Для тех, кого увлекают загадки и исследования.
Подробнее о книге

Кухня Средневековья. Что ели и пили во Франции

Аннотация

Средневековая эпоха занимает огромный промежуток времени: от падения Рима до открытия Америки. Однако не стоит думать, что тысячелетняя эпоха была серой, скучной и однообразной.Средневековье было очень разным — ярким и жизнерадостным, смиренным и скучным, озорным и набожным, праведным и лживым... как сама жизнь во всех ее проявлениях.

А уж если говорить о средневековой кулинарии — здесь и вовсе буйство красок и вкусов! Книга «Кухня Средневековья. Что ели и пили во Франции» познакомит читателя с целым списком продуктов, которые могли подаваться к столу средневекового француза.

Информация, изложенная в книге, впервые публикуется на русском языке. А рецепты из средневековых кулинарных книг переведены со среднефранцузского языка самим автором.

Подробнее о книге
Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет

Новости, новинки,
подборки и рекомендации