Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
10 фактов о комиксах

10 фактов о комиксах

26.03.2025

Комиксы — это не просто подростковое развлечение. Это удивительный сплав литературы и изобразительного искусства, который открывает авторам поразительные возможности для самовыражения. Благодаря особым художественным приемам они могут поговорить с читателями на личные и общественно важные темы, наполнить произведение смыслами, которые было бы затруднительно донести только через текст или картинку.

Сегодня существует множество видов комиксов. Их можно классифицировать по тематике — социальные, философские, юмористические, по жанрам — исторические, фантастические, детективные, по стране происхождения — американские, французские, японские — манга, китайские — маньхуа, корейские — манхва.

Различаются комиксы и по объему. Короткие, состоящие из нескольких кадров и рассказывающие о забавной или занимательной ситуации, называют стрипами — они были распространены в журналах и газетах. Стандартный выпуск комиксов — от 16 страниц — можно сравнить с серией в сериале: он рассказывает часть большой истории. Графический роман — от 48 страниц — это своего рода фильм: в нем автор раскрывает одну историю от начала и до конца.

В своем современном виде комиксы появились в конце XIX века. С тех пор они прошли путь от коротких рубрик в газетах до самостоятельной индустрии с многомиллиардным оборотом. Мы подготовили для вас 10 занимательных фактов о том, что произошло за это время с комиксами, их создателями и персонажами. А в нашей специальной подборке вы сможете найти комиксы на любой вкус — от адаптаций компьютерных игр и произведений классиков до самостоятельных графических романов.

  1. 

Готэм — город, в котором происходит действие комиксов про Бэтмена — назван в честь реально существующей английской деревни, которая прославилась благодаря легенде. Согласно ей, деревню собирался посетить король. Это не обрадовало крестьян — они понимали, что содержание королевского двора обойдется им очень недешево. Поэтому они предпочли притвориться слабоумными — кто‑то пытался утопить рыбу в луже, кто‑то катал головки сыра с горы, кто‑то поднимал на крышу амбара телегу. Поскольку безумие в те времена считалось заразным, король не решился остановиться в Готэме и проехал мимо. Так притворившиеся дураками жители деревни на поверку оказались настоящими хитрецами.

    Однако в английский язык выражение «готтэмские умники» вошло как синоним простодушных и не очень смышленных людей. Жители Готэма становились главными героями анекдотов и шуточных песен. Из них в России наибольшую известность получила детская потешка, переведенная Самуилом Маршаком как «Три мудреца в одном тазу», хотя в оригинале в ней говорилось о «трех умниках из Готэма». В американскую культуру идиома попала благодаря писателю Вашингтону Ирвингу, который сравнил Нью‑Йорк с Готэмом, намекая на несообразительность американцев.

    Изначально действие историй про Бэтмена происходило либо в безымянном мегаполисе, либо в Нью‑Йорке. После переименования вымышленного города в Готэм‑сити в комиксах делалось немало отсылок к английской идиоме. Например, в одном из выпусков главный злодей вселенной DC Джокер цитирует потешку про трех мудрецов.


  2. Образ Чудо‑женщины придумал американский психолог, изобретатель детектора лжи Уильям Марстон. Как‑то в интервью одному американскому журналу ученый рассказал о том, что у комиксов есть большой образовательный потенциал, и посетовал на малое количество женщин‑супергероев. После выхода статьи с ним связались издатели комиксов и предложили ему сотрудничество. Прототипом Чудо‑женщины стала жена Марстона, а прообразом ее главного оружия — Лассо Истины — изобретение самого ученого.

  3. Енот Ракета — один из членов команды «Стражи Галактики» — был придуман благодаря песне «Rocky Raccoon» группы The Beatles. Связь персонажа с группой была обыграна при его первом появлении в комиксе «Невероятный Халк». Вступление «Где‑то в черной дыре Сириуса Мэйджора жил мальчик, которого звали Rocket Raccoon» — это переделанные первые строчки песни The Beatles. Также в ней упоминается «Библия Гедеона» — бесплатный экземпляр Библии, которые одна из американских организаций распространяет через гостиничные номера. Во вселенной же Марвел так называется важный артефакт, за которым охотятся Енот и Халк.

  4. В комиксах часто изображают колеса едущего автомобиля не круглыми, а овальными. Это связано с фотографией. На заре ее развития затворы имели слишком низкую скорость, и для съемок передвигающихся объектов использовали специальные затворы с движущимися шторками — они и создавали такое искажение. Впрочем, в то время это не воспринималось как недостаток. Напротив, считалось, что овальные колеса как нельзя лучше передают динамику происходящего. Очень скоро этот эффект стали использовать и авторы комиксов.

  5. Чтобы увеличить продажи комиксов о группе KISS, компания Marvel распустила слух о том, что для их печати использовалась кровь музыкантов. В принципе, так оно и было — медсестры действительно взяли у каждого участника группы определенное количество крови, которая затем в присутствии нотариуса была добавлена к красной краске, использованной типографией для печати комикса. По меркам того времени — а это был 1977 год — подобный маркетинговый ход был неслыханной дерзостью. Так что современные американские рэперы далеко не первые, кто додумался поймать хайп на использовании человеческой крови в товарах.

    Это не единственный странный компонент краски, который побывал на страницах комиксов. Известный автор, художник и редактор Марк Грюнвальд хотел остаться со своими читателями навсегда — поэтому он распорядился, чтобы после смерти его кремировали, а прах добавили в типографские чернила. Родные выполнили его последнюю просьбу.

  6. Комиксы часто воспринимают как развлечение для подростков. И совершенно напрасно — нередко в них поднимаются по‑настоящему серьезные вопросы. Так, художник Арт Шпигельман даже удостоился Пулитцеровской премии за свой комикс «Маус». В нем он рассказал о Холокосте. Шпигельман вырос в еврейской семье, которая прошла через нацистские лагеря смерти, поэтому был очень хорошо знаком с этой темой.

    После выхода «Маус» быстро стал бестселлером, его перевели на 18 языков. Ряд университетов включил графический роман в учебную программу по курсам английской литературы и еврейской культуры. Пока «Маус» остается единственным комиксом, который завоевал столь престижную литературную награду.

  7. Самая страшная тайна комиксов — зачем супергерои носят нижнее белье поверх трико. Ответ на этот вопрос достаточно прост и связан с прототипами рисованных персонажей — цирковыми атлетами. В начале XX века они так одевались во время выступлений, чтобы подчеркнуть область таза, которая из‑за этого казалась шире и делала внешний вид атлета более могучим. Затем этот образ перекочевал в комиксы, символизируя неординарную силу и выносливость персонажей. К слову, первые поклонники комиксов без труда считывали эту аналогию. Со временем одежда цирковых артистов несколько изменилась, а в комиксах этот образ остался как дань традиции.

  8. Термин «желтая пресса» появился благодаря комиксам. В конце XIX века американские газеты, желая увеличить продажи, старались преподносить новости максимально необычным и скандальным образом. Больше всего в этом издателям помог художник Ричард Аутколт, которого часто называют «отцом современного комикса». Его персонаж Желтый Малыш зло и едко комментировал все важные политические события той поры. Он имел азиатские черты лица и был одет в безразмерную желтую рубаху до пола, на которой печатались вызывающие лозунги, пародировавшие рекламные слоганы на популярных в то время билбордах.

    Сначала персонаж появлялся на первой полосе известной газеты New York World, и быстро завоевал любовь аудитории. Его популярность была настолько высока, что вскоре Аутколта переманила другая известная газета New York Journal, которая тоже стала печатать комиксы с Желтым Малышом. За это современники прозвали обе газеты «желтой прессой». Впоследствии это название закрепилось за всеми изданиями, которые акцентировали внимание на вызывающей подаче материала, а не на фактах.

  9. Первым супергероем принято считать Супермена, который был придуман в 1938 году. Однако на семь лет раньше появился другой борец с несправедливостью — Тень. Он обладал способностью ловко прятаться, исчезать, менять облик и, конечно же, в одиночку сокрушать толпы врагов. Журналы о его приключениях выходили фантастическими тиражами, в экранизации историй о Тени главную роль сыграл будущий оскароносный режиссер Орсон Уэллс.

    Однако популярность Тени угасла из‑за Второй мировой войны. В то время в США был дефицит бумаги, поэтому истории о первом супергерое стали выходить реже и гораздо меньшими тиражами. Так аудитория постепенно забыла некогда любимого ей персонажа.

  10. Японские комиксы — манга — значительно отличаются от американских и европейских как по стилю рисовки, так и по оформлению — они читаются справа налево. Огромный вклад в становлении манги внес художник Осаму Тэдзука. Именно он решил сделать глаза всех персонажей большими, а также привнес в мангу такие художественные приемы, как частая смена ракурсов, подчеркивание движения в кадре и буквенное обозначение звуковых эффектов. Однако мангака не скрывал, что многое он позаимствовал у Уолта Диснея и Макса Флейшера. Таким образом, можно сказать, что корнями современная манга так или иначе уходит в западные комиксы.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Вы смотрели

Москаленко Марина Владиславовна

Перельман Яков Исидорович

Маршак Самуил Яковлевич

Иванов Александр Евгеньевич

Картленд Барбара

Владимова Марина Г.

Лондон Джек

Нечаев Сергей Юрьевич

Кобен Харлан

Вестерфельд Скотт

Кинг Стивен

Самарский Михаил Александрович

Крон Мишель

Кремер Джерард

Танич Михаил Исаевич

Погадаева Анастасия Викторовна

Волцит Петр Михайлович

Новиков Александр Васильевич

Левицкий Андрей Юрьевич

Терентьева Наталия Михайловна

Игнатова Анна Сергеевна

Уэльбек Мишель

Грин Александр Степанович

Казанцев В. И.

Матвеев Сергей Александрович

Нестерина Елена Вячеславовна

Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с условиями использования cookie-файлов.

Новости, новинки,
подборки и рекомендации