Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«В тени Гоголя» Андрея Синявского (Абрама Терца)

«В тени Гоголя» Андрея Синявского (Абрама Терца)

27.06.2024

Писатель, филолог и диссидент Андрей Донатович Синявский подписывал свои художественные произведения и эссе псевдонимом «Абрам Терц». Под этим именем в 1975 году вышла его книга «Прогулки с Пушкиным» — новаторское исследование личности поэта, ставшее причиной скандала в филологических кругах. «Прогулки с Пушкиным» Синявский‑Терц начал писать во время заключения в Дубровлаге, куда он попал по обвинению в антисоветской агитации. В письмах к жене Синявский излагал свои мысли о Пушкине, которые затем переработал в цельную книгу. Однако во время заключения Синявскому пришла в голову идея работы о другом великом русском писателе — Николае Гоголе.

Интерес к Гоголю был не случаен. По воспоминаниям Александра Гениса, Синявский считал, что Гоголь — второе по важности имя в истории русской литературы после Пушкина: " — Казалось, что Пушкин, — говорил Синявский, когда я приставал к нему с историко‑литературными вопросами, — проложил столбовой путь отечественной словесности, но стоило закатиться солнцу русской поэзии, как взошла луна прозы Гоголя, и все свернуло в сторону«. В книге «В тени Гоголя», созданной как продолжение и как полемика с «Прогулками с Пушкиным», Синявский‑Терц с бесстрашием окунулся в загадочную судьбу Гоголя. Он хочет распутать клубок мифов, чтобы узнать, кем же был великий писатель: едким сатириком? всезнающим кукловодом, который заставлял Россию смеяться? несчастным одиноким человеком? колдуном, знакомым с потусторонним миром?

Главный вопрос, который задает себе Синявский‑Терц: «Как уместить в голове два факта, диаметрально лежащие, творческой истории Гоголя? Тот, кто больше всего пугал и тиранил нас, тот же всех пуще смешит». Если к Пушкину писатель подходит как к другу, доброму товарищу, с которым приятно пройтись и обсудить последние новости, то Гоголя он рассматривает иначе. «Нет у нас автора страшнее и кошмарнее Гоголя». Великий писатель для Синявского — загадка, пугающая тайна, которую невозможно раскрыть до конца, и к пониманию которой можно только приблизиться.

В тени Гоголя

Терц Абрам

Но как подступиться к столь сложной теме? Синявский начинает с конца, с известной истории о боязни Гоголя быть похороненным заживо и той атмосферы мистики и фантасмагории, которая окружала смерть великого писателя. Правда ли, что Гоголь предсказал свою смерть? Действительно ли воплотился самый большой страх писателя и его в самом деле похоронили живым? По мнению Синявского, именно смерть можно назвать центральной темой творчества Гоголя: «Гоголь носил в груди чувство гроба, и пророческий

голос его звучал поэтому с какой‑то надтреснутой, подземной глухотой...». Дальнейший рассказ — попытка ответить на вопрос, как мог столь трагический автор создавать столь смешные произведения.

Книгу Синявского о Гоголе, как и его «Прогулки с Пушкиным», можно назвать жанровым экспериментом. «В тени Гоголя» приближается к традиционной биографии: Синявский основательно прослеживает год за годом жизни своего героя. Художественные произведения в книге проанализированы с академической полнотой и вниманием к смыслам. Однако в книге есть нечто еще, а именно атмосфера мистики, которую Синявский мастерски вплетает в повествование. Эта книга размывает границы между исследованием, эссе и художественным текстом: по этой причине ее называют «филологической классикой» ХХ века.

Гоголь для Синявского — не просто писатель. Это колдун и чародей. Ему известна потаенная сторона бытия, он способен вызывать своей фантазией невероятные вещи и события. Он может смешить до смерти и смеяться над недозволенным: «Бесспорно, Гоголь что‑то з н а л, чего мы не знаем, о себе и о мире — в плане магических таинств. Сознание реальности этой сферы вступает у него в действие там, где прочие авторы, как правило, пробавлялись народной традицией, игрою фантазии или домыслом».

Фантастика пронизывает все творчество Гоголя. Синявский утверждает, что даже самые «неволшебные» герои писателя, как, например, Хлестаков из «Ревизора», имеют колдовскую природу. Автор анализирует «Ревизора», «Мертвые души» и другие произведения Гоголя как фантастические тексты, где смех соединяется с горькой иронией и сарказмом, правда — с вымыслом, реальность — с фантастикой, повинуясь замыслу гениального творца. Именно эта парадоксальность, по мнению Синявского, и составляет гений Гоголя.

В книге отразилось нечто большее, чем просто взгляды Синявского‑Терца на творческий путь Гоголя. Это высказывание автора о подлинной творческой свободе, о магии, которой наделены все писатели, о их фантастической власти над читателем. Поэтому размышления о Гоголе легко становятся размышлениями о литературе вообще.

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации