Скандинавская литература вмещает в себя творчество писателей Северной Европы: Дании, Норвегии, Швеции и Исландии. Она имеет долгую историю, восходящую еще к дохристианским временам. Важным памятником скандинавской литературы считаются рунические камни, самые древние из которых датируются I веком, хотя известно, что они существовали и раньше. На них высекались истории о подвигах знатных воинов и эпитафии павшим в бою. Также рунические камни использовались в языческих обрядах
В это же время была широко распространена скальдическая поэзия. Ее главное отличие от фольклора и народных песен в том, что она авторская. Каждый скальд имел свой уникальный стиль и соревновался с другими в изощренности формы и содержания своих стихов. Это касалось как используемых стихотворных размеров (по подсчетам исландского скальда Снорри Стурлусона, их было более ста) и умелого использования аллитерации — повторения одинаковых согласных, так и оригинальности поэтических образов.
Последнее было особенно важно. Хороший скальд был обязан использовать хейти — поэтические синонимы, например «корабль» — «вепрь волн», и кеннинги — составные метафоры, которые могли включать хейти, например «ясень бури мечей», где «ясень» — это «воин», а «буря мечей» — «сражение». Чем оригинальнее и сложнее были кеннинги, тем более умелым слыл скальд.
Основными жанрами скальдической поэзии были хвалебная песнь и нид. С хвалебными песнями все более‑менее понятно. В них скальд рассказывал о том, как могучи его покровители и как велики их подвиги, рассчитывая взамен получить от них благосклонность, деньги или прощение, если успел перед ними провиниться и старался загладить свою вину прежде, чем его убьют: в Скандинавии тогда с этим было строго.
С нидами дело обстоит интереснее. Это хулительные стихи, этакие эпиграммы древних скандинавов. В них скальды изощрялись в оскорблениях тех, кто был им неприятен. Особой популярностью пользовались сравнения недруга с женщиной или животным. Но скальдам следовало быть крайне осторожными. Считалось, что ниды обладают магической силой и могут навлечь на их адресатов настоящие неприятности. Поэтому слишком несдержанных на язык скальдов могли объявить вне закона, и тогда их мог безнаказанно убить любой желающий.
Да, быть талантливым поэтом в Скандинавии было небезопасно. Но предусматривался и более мирный вариант, когда оппонент отвечал скальду в тон собственным нидом. Такая перебранка могла продолжаться довольно долго и заканчивалась максимум дракой — получался своеобразный рэп‑баттл в кругу суровых викингов.
Большое влияние на литературу региона оказала скандинавская мифология. Отдельные ее отголоски можно найти еще на рунических камнях, однако большая ее часть до нас дошла благодаря «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде». Первая — сборник древнескандинавских песен о жизни богов и героев, а также «Речи Высокого» — своеобразный морально‑этический кодекс для людей от верховного бога Одина. «Младшая Эдда» — произведение Снорри Стурлусона, задуманное им как учебник скальдической поэзии. В нем автор приводил не только древнескандинавские представления о мироустройстве, но и библейские легенды. Примечательно, что «Младшая Эдда» на самом деле древнее «Старшей»: последняя была создана во второй половине XIII столетия, в то время как Стурлусон написал свою книгу на полвека раньше.
Позже широкое распространение получили саги — прозаические произведения, детально описывающие жизнь нескольких поколений одного рода, отношения их представителей друг с другом и другими семьями. Это не документалистика — в сагах реально существовавшие люди вполне могли породниться с легендарными героями, королями и даже богами.
Отличительная особенность саг — подробное описание персонажей, истории их рода и связей. Однако так характеризовали только главных героев — всего в саге могло быть более сотни действующих лиц. Впоследствии сагой стали называть эпические литературные произведения, рассказывающие о жизни нескольких поколений одной семьи. Иногда этот термин используется в самом названии книги, например в романе «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси.
В Средние века вместе с христианством в Дании широко распространилась латынь. Именно на этом языке историк Саксон Грамматик написал «Деяния данов» — основной источник знаний об истории и мифологии средневековой Скандинавии. Христианизация сильно повлияла на скандинавский фольклор. Так, во многих традиционных норвежских балладах появились развязки в католическом духе.
Толчком к развитию литературы на национальных языках послужила Реформация: тогда был выполнен перевод Библии на шведский и датский. В это же время богослов Кристиерн Педерсен из Дании написал первые скандинавские книги для широкого круга читателей. Большой вклад в развитие скандинавской поэзии внесли датский епископ Томас Хансен Кинго, считающийся родоначальником датской лирики, норвежский священник Петер Дасс, создававший красочные описания родной природы и крестьянского быта, и норвежская поэтесса Доротея Энгельбретсдаттер, писавшая невероятно эмоциональные поэмы.
Начиная с XVIII века скандинавские авторы активно включились в общеевропейский литературный процесс. Развился романтизм, ярчайшими представителями которого стали известный на весь мир сказочник Ханс Кристиан Андерсен, философ Сёрен Кьеркегор и поэт Христиан Туллин. Затем на смену ему пришел реализм, который прослеживался в творчестве писателя Стена Стенсена Блихера, драматурга Йенса Кристиана Хострупа и литературного критика Георга Брандеса.
XIX век стал расцветом скандинавской литературы. Именно в это время творила «великая норвежская четверка»: Александр Хьелланн, Юнас Ли, Генрик Ибсен и Бьёрнстьерне Бьёрнсон, который в 1903 году первым из скандинавов получил Нобелевскую премию по литературе. Ибсен и Бьёрнсон стали создателями новой драмы, которая, в отличии от традиционной европейской драматургии, поднимала злободневные социальные проблемы и освещала сложные морально‑философские конфликты. Значимым явлением в литературе того времени стали датские мистики Йенс Йёргенсен, Вигго Стуккенберг и нобелевский лауреат Карл Адольф Гьеллеруп.
Значительный вклад в модернистскую литературу Европы XX века внесли норвежский поэт Сигбьёрн Обстфеллер, датский романист Генрик Понтоппидан и норвежский писатель Кнут Гамсун, которые получили Нобелевские премии. Активно развивалась в этот период и детская литература. Книги шведских писательниц Астрид Линдгрен и Эльзы Бесков стали популярны во всем мире, а Сельма Лагерлёф, известная российскому читателю по научно‑популярной книге для детей «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», получила за свое творчество Нобелевскую премию.
Скандинавские писатели оказали мощное влияние на всю европейскую литературную традицию и получили признание профессиональных критиков. Яркое свидетельство тому — большое количество нобелевских лауреатов: восемь из Швеции, по трое из Норвегии и Дании и один представитель Исландии. Все они демонстрировали верность национальным традициям и писали на языке своих стран. Исключением стала еврейская поэтесса Нелли Закс: она получила убежище в Швеции, спасаясь от преследования в гитлеровской Германии, и все свои произведения создавала на немецком.
Сейчас в Скандинавии активно развивается жанровая литература. Скандинавские триллеры и детективы стали мировыми бестселлерами и превратились в своеобразный бренд. Также большой популярностью пользуются скандинавские произведения для детей, например научно‑популярные сказки шведского космонавта Кристера Фуглесанга.
Аксельссон Майгулль
Юхан Эгеркранс
Ренберг Туре
Сандгрен Лидия
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.