«Криминология: история самых известных преступлений» — это книга Кирилла Привалова, автора бестселлера «Яды. Полная история» Новая книга рассказывает о явлении пока что универсальном, интернациональном и вряд ли готовом в обозримой перспективе исчезнуть из современной хроники. «Кримен» по латыни означает «преступление», а криминология — это наука, которая изучает преступника, его личность, причины и следствия совершенного злодеяния.
«И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Книга Бытия 4, 8). Так, согласно Святому Писанию, произошло первое в жизни человечества убийство.
Моисей скупо рассказывает о том, как старший сын Адама и Евы покончил со своим младшим братом. Произошло это после того, как Каин принёс в жертву Всевышнему земные плоды, а Авель — первородных ягнят. И, о ужас! Бог принял жертву младшего брата, а дары старшего отверг. Обуреваемый ревностью и злобой, Каин позвал Авеля в поле и там лишил его жизни.
В легендарной Иудее произошло то, что римляне позднее назовут «кримен» (crimen) — преступление. Отсюда и определение criminalis — преступный, и многие образованные от того же латинского корня слова: криминалитет, криминология, криминалистика... Спрашивается: причём тут латынь? Именно Древний Рим, позаимствовавший у античной Греции её культуру, религию и философию, обозначил те взаимоотношения преступности и законодательства, которые определили в дальнейшем правовую систему Европы. Через кодексы Юлия Цезаря, Феодосия, Юстиниана, Карла Великого, Наполеона и т.д. — вплоть до наших времён.
Впрочем, необходимо важное уточнение.
Общеизвестно, что родиной того, что мы до сих пор называем «демократией», являются древние Афины. Осталось в нашем языке и выражение «драконовские меры». Но какой «дракон» их предпринимал, мало кто помнит. А ведь связано это с юридическим кодексом, который определял наказание за каждый преступный акт и мог быть исполнен только судом. Человека, который написал эти законы, строгие и суровые, звали Драконт.
Именно этот афинянин, провозгласивший политическую полноправность для всех граждан полиса, — важное уточнение — способных служить на собственном иждивении в тяжело вооружённых войсках, реформировал законодательство. Драконовские (мне кажется, всё‑таки правильнее было бы: драконтовские) положения уголовного права были начертаны на каменных скрижалях (по некоторым источникам, на деревянных табличках) и выставлены на городской площади к публичному руководству.
Драконт возглавил «политию» — народное собрание Афин — в VII века до н. э.. Он не был должностным лицом, — скажем, архонтом. Драконт являлся только лидером, зато — каким! Он сумел превзойти существующее тогда государственное устройство.
В то непростое время (а когда оно простое, это столь непредсказуемое время?) в полисе применялись устные законы, находившиеся под контролем аристократов. Однако в Афинах всё увереннее заявлял о себе класс не знатных, но зажиточных — торговцев, землевладельцев, мастеров ремёсел, — граждан, которые начали справедливо претендовать на участие в управлении богатым городом. Драконт понимал, что правовая система в полисе могла быть легко использована аристократами в своих собственных интересах, поэтому и установил в 621 году до н. э. новый кодекс законов. Уравнивающий в правах всех «истинных» граждан Афин.
«Кровью, а не чернилами были законы Драконта написаны», — скажет об этом кодексе древнегреческий политик и оратор Демад (порой эту цитату приписывают Аристотелю). Вот как пересказывает содержание этих драконовых таблиц «отец Истории» Плутарх.
Драконт определил различие между убийством умышленным и убийством ненамеренным, назвал условия, при которых ненамеренное убийство признавалось не наказуемым и допускало примирение родственников убитого с убийцей. Зато кража полевых плодов — например, капусты или яблок — наказывалась смертью, приравнивалась к святотатству, кощунству или предумышленному убийству, ибо это покушение на право собственности, основу государственности. Если же кто‑то берёт в долг и не отдаёт денег, то становится рабом заимодавца...
Смертная казнь занимала главное место в ряду наказаний, определяемых Драконтом. Когда у него спросили причину такого сурового наказания даже за малые преступления, он ответил: «Потому что мелкие заслуживают этого, а за большие преступления у меня нет высшей меры».
Приговор к смертной казни исполнялся в Афинах тремя способами. Первый, применяемый едва ли не с первобытных времён, состоял в том, что осуждённого бросали в пропасть. Эллада, как известно, — страна горная. Второй способ заключался в том, что обнажённого преступника привязывали в пустынном месте к дереву и оставляли умирать от голода, жажды, жары и холода — в зависимости от времени года. Инструментом третьего вида казни был яд. Осуждённого или кололи отравленным дротиком, или давали ему выпить бокал с соком болиголова. Смертью от цикуты был «награждён» знаменитый даже за пределами Аттики философ Сократ.
Свод законов Драконта был настолько суров, что уже в античные времена появилось выражение «драконовские меры», или «драконовы законы». Второе, как мне кажется, более правильно. Кодекс Драконта показался его потомкам слишком жёстким и безжалостным. Не удивительно, что и полстолетия не прошло, как «драконовы законы» — за исключением тех, которые касаются убийств, — были отменены афинским политиком Салоном. Под его эгидой был принят другой свод законов, более умеренных и справедливых. Именно Салона правоведы стран Запада считают основателем современного права. Но и Драконт остался в памяти законодателей за его попытку обосновать равенство граждан перед законом.
Популярность — тяжёлый груз, порой — в самом прямом смысле слова. Если верить легенде, когда однажды Драконт находился в театре на острове Эгина, входившем в состав афинского государства, сторонники законодателя решили выразить политику своё одобрение его действиям. Они в традиционной греческой манере принялись бросать на его голову свои шляпы и плащи. Вещей было столько, что под их тяжестью Драконт, человек отнюдь не мощный физически, задохнулся и скончался на месте.
«Нравиться многим — зло», — вынес в восемнадцатом веке вердикт жизни человеческой немецкий классик Фридрих Шиллер. Автор драмы «Разбойники», который стал почётным гражданином революционной Франции, «подарившей» человечеству гильотину, был убеждён, что со злом надо бороться силой. А разве она — не очередное зло, только в ином обличии? Примеров тому у Истории тьма. Тем паче что у Драконта иже с ним вскоре, всего через несколько столетий, — какая мелочь для вечности! — появились достойные преемники: древние римляне.
В Законах Двенадцати таблиц, принятых в 451‑450 годах до н. э. и регулирующих практически все сферы жизни древнеримского общества, латиняне подробно прописывали специфику преступлений и наказаний. Современное понимание уголовного преступления как социально опасного деяния в Законах Двенадцати таблиц распространяется только на преступления против Римской республики. Все прочие преступления рассматриваются в качестве деяний, наносящих вред лишь отдельному гражданину Рима. Государство — превыше всего!
Привалов Кирилл Борисович
Любопытная деталь: серьёзность наказания зависела от времени суток, когда было совершено преступление. Например, при совершении кражи в ночное время разрешалось в случае поимки злодея с поличным убить преступника прямо на месте. При этом учинивший расправу освобождался от уголовной ответственности. Однако, в случае, когда совершающий кражу в дневное время защищается с оружием в руках, убийство его могло вызывать неприятные последствия для убийцы. В таком случае законы Двенадцати таблиц повелевали созывать народ для задержания преступника. Но, если вор не был пойман с поличным, на него лишь налагался штраф в двойном размере стоимости украденной вещи. Зато преднамеренный поджог, потрава поля и лжесвидетельствование карались смертью: уличённого сбрасывали с Тарпейской скалы... Казалось бы всё весьма жёстко и чётко. И тем не менее решение о лишении жизни римского гражданина могло быть принято только в специальной «центуриатной комиции»¹. Остаётся добавить: гражданином в Древнем Риме был человек, который имел право участвовать в Народном собрании, принятии законов, избрании должностных лиц. Отличие статуса гражданина в Древней Греции и в Древнем Риме состояло в том, что в Элладе граждане обладали исключительным правом на обладание землей.
¹ Один из видов народного собрания в Древнем Риме, состоявшего из патрициев и плебеев, которые были способны носить оружие.
«Кримен» называлось у латинян противоправное деяние, которое признавалось уголовно наказуемым. Если такой акт становился фактом, следовали публичный приговор за совершённое преступление и затем — жестокое возмездие. В римском праве мера ответственности за признанное судьями преступление обозначалось заимствованным у греков, великих и вечных учителей Европы, словом «poena». Оно в том или ином звучании вошло практически во все романские языки, долетело несколько модифицированное и до нас, славян. Вспомните понятие «пеня» — штраф, неустойка, вид финансового наказания за невыполнение в срок обязательств.
Хотите знать больше об истории самых известных преступлений? Читайте новую книгу Кирилла Привалова.
Нуре Аслак
Рейли Кора
Райн Александр
Прилепин Захар
Альфсен Сэм
Мартен-Люган Аньес
Козлов Сергей Григорьевич
Лазба Дэвид Зурабович
Манискалко Керри
Цыпкин Александр Евгеньевич
Так Стелла
Моран Фэя
Князев Андрей Сергеевич
Успенский Эдуард Николаевич
Мишина Влада
RuNyx
Карнеги Дейл
Марков Алексей Викторович
Рейли Кора
Мори Это
Корецкий Данил Аркадьевич
Кинни Джефф
Блау Джессика Аня
Уэльбек Мишель
Дуглас Пенелопа
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.