После Октябрьской революции подавляющее большинство существовавших на тот момент литературных журналов были закрыты. Однако писатели продолжали творить и объединяться в литературные группы, а критики — анализировать их произведения в контексте изменившегося политического строя. Поэтому абсолютно закономерно, что на место закрывшихся изданий, о которых мы рассказывали в предыдущей статье, пришли новые — с принципиально иными эстетическими и идейными установками.
Первым пролетарским литературным журналом стало издание «Грядущее». Оно появилось в 1918 году по инициативе «Союза рабочих писателей» и Пролеткульта, став официальным печатным органом последнего. Редакцию «Грядущего» возглавил философ‑анархист Иван Книжник‑Ветров. С изданием тесно сотрудничал нарком просвещения Анатолий Луначарский. Журнал выходил на протяжении трех лет.
Первым «толстым» литературным журналом молодого советского государства стало издание «Красная Новь», которое было создано в 1921 году. Главным редактором стал авторитетный писатель и критик Александр Воронский. В журнале печатались писатели, принадлежавшие к самым разным литературным группам и направлениям — Алексей Толстой, Максим Горький, Исаак Бабель, Михаил Зощенко, Валентин Катаев, Владимир Маяковский, Борис Пастернак, Валерий Брюсов и Сергей Есенин. Последний посвятил Воронскому поэму «Анна Снегина».
«Красная Новь» активно вовлекала в литературный процесс молодых писателей. Специально для них Воронский организовал при журнале творческое объединение «Перевал», среди членов которого были прославившиеся впоследствии поэт Эдуард Багрицкий и прозаик Михаил Пришвин.
Издание подвергалось методичным нападкам со стороны литературной группы «Октябрь» и Всероссийской ассоциации пролетарских писателей. Их члены считали «Красную Новь» «буржуазным» журналом из‑за эстетической позиции Воронского, который считал, что искусство важнее политики, а потому отказывался превращать литературный журнал в пропагандистское издание.
В конце концов противникам «Красной Нови» удалось добиться успеха — советские власти обвинили Воронского в троцкизме и сняли с поста главного редактора. Затем на этой должности сменилось несколько человек, самым заметным из которых стал писатель Александр Фадеев — автор романа «Молодая гвардия». Журнал «Красная Новь» был закрыт в 1942 году из‑за военных действий.
В первые годы существования советского государства собственными журналами обзаводились и некоторые литературные группы. Самое известное издание подобного рода — «ЛЕФ», которое в 1923 году начало издавать одноименное объединение писателей и критиков. Главным редактором журнала был Маяковский. В издании он и его единомышленники пропагандировали замену художественной литературы — «вымысла» — документальной — «литературой факта». Среди авторов журнала были Маяковский, Пастернак, Бабель, Алексей Крученых и Николай Асеев. «ЛЕФ» издавался нерегулярно — по мере наполняемости номера. Всего за три года существования журнала вышло семь номеров: четыре в 1923 году, два в 1924‑м и один в 1925‑м.
Через два года после его закрытия Маяковский попытался возродить издание под названием «Новый ЛЕФ». Его главное отличие от предшественника — строгая периодичность: журнал выходил ежемесячно. В его редколлегию наряду с писателями и критиками входили художники Александр Родченко и Варвара Степанова, а также режиссер Сергей Эйзенштейн. Маяковский возглавлял журнал на протяжении полутора лет. Последние полгода существования издания редакторский пост занимал поэт и драматург Сергей Третьяков.
Одним из важнейших «толстых» литературных журналов в первые годы СССР стало издание «Русский современник», которое появилось в 1924 году. Его главным редактором стал писатель Александр Тихонов, на титульном листе были указаны имена Горького, Чуковского и Евгения Замятина. Помимо них, в редакции работали такие значимые русские писатели, как Анна Ахматова, Федор Сологуб, Осип Мандельштам и Николай Клюев. Журнал тесно сотрудничал с Асеевым, Вениамином Кавериным, Леонидом Леоновым и Юрием Тыняновым. Также в издании публиковались архивные материалы, связанные с Александром Блоком, Львом Толстым и Федором Достоевским. «Русский современник» просуществовал около года и закрылся после ареста Тихонова. Всего вышло четыре номера журнала.
Литературные журналы для писателей — не только кратчайший путь к аудитории, но и площадка для споров с коллегами и критиками. Именно в этой роли в 1920‑х годах выступало издание «Печать и революция», главным редактором которого был историк Вячеслав Полонский. На страницах журнала разворачивались жаркие дискуссии о «формальном методе» и «социальном заказе», результаты которых повлияли на развитие всей советской литературы. В обсуждениях участвовали Луначарский, Петр Коган, Павел Лебедев‑Полянский, Леонов, Константин Федин и Борис Пильняк.
После отстранения Полонского от работы в редакцию пришел Валерьян Переверзев, который сделал журнал печатным органом литературной группы «Литфронт». Она находилась в оппозиции к Российской ассоциации пролетарских писателей. После идеологической победы последних издание было закрыто.
В следующем материале мы поговорим о советских литературных журналах, которые издаются по сей день.
Беляков Сергей Станиславович
Басинский Павел Валерьевич
Варламов Алексей Николаевич
Малапарте Курцио
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.