Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Девяностые» —новый сборник Романа Сенчина

«Девяностые» —новый сборник Романа Сенчина

29.03.2024

В «Редакции Елены Шубиной» выходит книга «Девяностые» — новый сборник Романа Сенчина о памятном всем десятилетии. Никакой романтизации, никакой ностальгии. Полное погружение без регистрации и смс. Десять текстов о десятилетии, служившем шатким перекидным мостом между двумя Россиями, предваряются предисловием культового журналиста и писателя Андрея Подшибякина, автора романа «Последний день лета».

«История... Зачем в ней ковыряются, разгребают пепел прошлого, сдувают пыль с никому не нужных событий? Понятно, что есть определенное количество ненормальных, для которых история — это их жизнь. То есть они живут историей, они плавают в ней, как рыбы в воде, и радуются, что их не тянет выброситься на сушу».

Никто не стремился выброситься на сушу, но волна с мутной пеной на гребешке сделала это со всеми сама: вот они лежат на грязноватом песке и хватают воздух нового времени изумленными ртами. Заводские и служивые, крестьяне и интеллигенция, семьянины и раздолбаи — все поймали прописанное Сенчиным и описанное Подшибякиным ощущение «беспомощности перед тектоническими сдвигами реальности». Остается наблюдать, кто найдет в себе силы эволюционировать, а кто так и останется на берегу: зеленый, как эмблема погранвойск, дембель, вернувшийся совсем не в ту страну, в которой жил на гражданке, или серый от нерегулярных, но все же запоев, городской художник, пробующий на вкус дауншифтинг в угасающей деревне.

Давние поклонники сенчиновского реализма могут не беспокоиться. Это типичный Сенчин, с парадоксальной точностью бесшовно соединяющий противоположное: сломленных людей искусства, в которых нет ни ожидаемой тонкости, ни сколько‑нибудь чуткости, и людей посконной обыденности, молча тянущих лямку, — к чему жаловаться, если такая нынче жизнь, жалобы забирают силы, а силы закончились еще в восьмидесятые; торжество самой жизни, которое несет весна каждой лопающейся от тепла почкой на пробудившейся яблоне, и постапокалиптическое торжество дряхлеющих предприятий. Тексты эти не припорошены милостивым механизмом забывания, не написаны по следам путешествий по чертогам памятливого разума, не восстановлены по пухлым фотоальбомам с проплешинами на боках. Они написаны тогда, и потрескивающее электрическими разрядами приближающейся грозы напряжение до сих пор разлито по этим строкам. Но гроза ведь и разрядка, и воздух, наполненный свежестью, и умытые ливнем, как надеждой, улицы и ладони деревьев. Правда же?

Яростное предисловие Андрея Подшибякина обозначает для читателя точку входа:

«Девяностые, о которых написаны эти рассказы, — переходный возраст страны и поколения. У нас ломался голос и кости. Мы просыпались в одной стране, засыпали в другой, а на следующее утро просыпались еще в третьей. День был годом, год был вечностью, вечность была где‑то совсем рядом, только руку протяни».

Но это же предисловие, как и само время ломающихся устоев, взглядов и костей, контрастирует с чуть отстраненной интонацией автора. Сенчин, легко приглашающий самого себя то на камео, то на эпизодическую, а то и на главную роль в собственных текстах, не реконструирует реальность. Он беспристрастно передает ее на белую стену чистого читательского восприятия. С непроницаемым лицом показывает слайды о любви к родине, которые были заявлены в анекдоте и оказались совсем не теми, что ожидала взбудораженная публика. Что же до слайдов... Какая родина — такая любовь, других девяностых у Сенчина для читателей нет.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации