Борис Стругацкий — отечественный фантаст, переводчик и сценарист, один из создателей легендарной вселенной «Мир Полудня», лауреат престижных литературных премий. Произведения, написанные им в соавторстве со старшим братом Аркадием Стругацким, стали классикой мировой научной фантастики. Они были переведены на 42 языка, а их суммарный тираж превысил 40 миллионов экземпляров.
Детские годы Стругацкого‑младшего пришлись на Великую Отечественную войну. Вместе с семьей мальчик оказался в осажденном Ленинграде. Его отцу и брату Аркадию удалось эвакуироваться из города, а Борис вместе с матерью остался там. Глава семейства умер в дороге, а Аркадий спустя некоторое время смог перевезти мать и брата из северной столицы в тыл. После окончания войны семья Стругацких вернулась в Ленинград, где Борис окончил школу и поступил в университет на отделение астрономии.
Оба брата с детства увлекались литературой, однако первым писательскую карьеру начал Стругацкий‑старший. Еще в юности он создал повесть «Находка майора Ковалева», которая пропала во время ленинградской блокады. После войны он окончил институт иностранных языков, где в совершенстве овладел японским и английским, а затем на протяжении нескольких лет работал военным переводчиком. После увольнения со службы Стругацкий‑старший занялся созданием собственных произведений. Он опубликовал повесть «Пепел Бикини», завел знакомства в литературных кругах и приобщил к творческой работе младшего брата.
По воспоминаниям писателей, их первое совместное произведение появилось благодаря пари. Стругацкий‑старший вместе со своей женой приехал в гости к младшему брату в Ленинград. Во время совместной прогулки мужчины ругали советскую фантастику за избитые сюжеты и шаблонных персонажей, поэтому жена старшего брата предложила им написать собственное произведение, которое могло бы стать эталоном жанра. Так родилась повесть о покорении Венеры «Страна багровых туч». Произведение было положительно встречено литературными критиками и получило премию Министерства просвещения РСФСР, а самих авторов приняли в Союз писателей СССР.
Примечательно, что практически всю сознательную жизнь братья провели в разных городах: Борис — в родном Ленинграде, а Аркадий — в Москве. Это наложило отпечаток на их авторскую технику. Чаще всего они обсуждали детали работ не на личных встречах, а в переписке — обменивались друг с другом черновыми и отредактированными фрагментами произведений до тех пор, пока общий результат не устраивал их обоих.
В рассказе «Песчаная горячка» соавторы опробовали технику буриме — они по очереди писали свои части, ориентируясь на предшествующий текст партнера. Также братья нередко обсуждали различные детали по телефону, а в случае возникновения спорных моментов тянули жребий — кому он выпадал, тот и предлагал свою версию происходящих в произведении событий. Примечательно, что литераторы никогда не писали тексты от руки, предпочитая использовать печатную машинку.
Произведения Стругацких отличает обильное использование иносказаний — таким образом они пытались донести до читателей философские размышления об общественных и политических проблемах в обход цензуры. Некоторые тексты оказывались так изощренно зашифрованы, что поклонники писателей до сих пор спорят, как правильно их интерпретировать.
Несмотря на иносказания, цензоры зачастую вырезали из книг Стругацких целые фрагменты, которые казались им «идейно невыдержанными». Из‑за этого в литературных кругах и среди читателей укоренилось мнение, будто Стругацкие — антисоветчики. Однако сами писатели были не согласны с этим ярлыком — они утверждали, что протестуют против тоталитаризма и бюрократии, а не советской системы как таковой. Тем не менее, их взгляды нашли горячий отклик у оппозиционно настроенной интеллигенции, которая записала Стругацких в диссиденты.
Помимо критики политического и социального устройства, цензоров смущали библейские цитаты, которые в изобилии встречались в книгах писателей. При этом сами Стругацкие не были верующими людьми — по их признанию, они восхищались Евангелием как «блистательным произведением с безукоризненным сюжетом, мучительно‑прекрасной интригой и поражающим воображение героем». Однако советские цензоры их восхищения не разделяли, что нередко создавало фантастам дополнительные проблемы.
Еще одна особенность мира Стругацких — практически полное отсутствие женских персонажей. В одном из интервью младший брат объяснил это непониманием женской психологией, из‑за которого соавторы даже не рисковали браться за описание дамских поступков и переживаний.
Борис Стругацкий был не только писателем, но и сценаристом. Одной из самых известных его киноработ стал сценарий к фильму «Сталкер» культового режиссера Андрея Тарковского. В его основу легла повесть «Пикник на обочине». Фильм завоевал ряд престижных международных наград и стал одной из самых значимых кинокартин XX века. Также Борис Стругацкий открыл русскоязычным читателям целый пласт зарубежной фантастики — вместе с братом он перевел с английского произведения Джона Уиндема, Андре Нортон и Хола Клемента.
После смерти старшего брата Стругацкий‑младший выпустил два романа. Также он курировал ряд литературных наград, самыми заметными среди которых были премия «Бронзовая улитка» и «АБС‑премия». Последняя продолжала присуждаться и после смерти писателя — вплоть до 2023 года.
В специальной подборке ко дню рождения знаменитого фантаста предлагаем вам ознакомиться с главными его произведениями.
Головачёв Василий Васильевич
Мирер Александр Исаакович
Замятин Евгений Иванович
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.