- 29.12.2016 -

Пётр Баранов: «Мне хочется облегчить жизнь учащимся»

Пётр Баранов: «Мне хочется облегчить жизнь учащимся»

История и обществознание в последние годы бьют все рекорды популярности среди абитуриентов. По статистике, учащиеся выбирают их для сдачи ЕГЭ чаще других предметов. Между тем, эти гуманитарные науки подразумевают владение большими объемами информации. Обществознание, например, сочетает в себе целый комплекс дисциплин: философию, социологию, социальную психологию, правоведение, экономику, политологию.


Разобраться в коллективном прошлом, настоящем и не испортить себе ближайшее будущее школьникам уже несколько лет помогает Пётр Анатольевич Баранов. Соавтор учебников по истории, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, Пётр Баранов является автором самых популярных справочников для основного и единого государственных экзаменов, которые ежегодно расходятся рекордными тиражами.

[Редакция] Пётр Анатольевич, написание справочника — труд кропотливый и самоотверженный. В сухом остатке — максимум фактической информации и совсем не видно автора...

[Петр Баранов] И хорошо, что его не видно! В наше время чем ты незаметнее, тем лучше, к сожалению.

[Редакция] Как Вы пришли к тому, что стали автором самых популярных в стране пособий по истории и обществознанию? Какие события этому предшествовали?

[Петр Баранов] Дело в том, что я всё время занимался этими вопросами: методикой обучения истории и обществознания. Когда я еще преподавал в школе, то уделял большое внимание работе учащихся с тетрадью, старался сформировать материал так, чтобы он был лучше усвоен. И потом, когда они поступали в вузы, активно использовали эти тетради, они им очень помогали. То есть сам принцип, подход к такой подаче информации у меня обкатан давно. Когда я сам готовился к экзаменам, мне приходилось самостоятельно структурировать учебный материал для его систематизации и лучшего запоминания. Сделать это можно было с помощью сравнительных таблиц и схем. В конце 1970-х годов, поступая в педагогический институт (сейчас РГПУ им. А. И. Герцена) мне не хватало учебных пособий, в которых в сжатой и наглядной форме был представлен значительный объем учебного материала.

Примерно в 2006 году, издательство АСТ попросило меня написать пособие по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. Я принял это предложение, собрал небольшой авторский коллектив (А. В. Воронцов, С. В. Шевченко), и вместе мы стали работать над пособием. Учащиеся сейчас в основном используют компьютер. Им тяжело воспринимать традиционный текст, который идет сплошным потоком. Мне необходимо было решить главную задачу — сделать так, чтобы большой объем материала стал доступен для школьников и чтобы они тратили меньше времени на подготовку к сдаче ЕГЭ, используя дополнительные источники знаний. А для этого нужно максимально предоставить им всю полноту информации.

Первая проба нашего пера отразилась в публикации шести небольших по объему брошюр, которые соответствовали кодификатору элементов содержания по обществознанию, проверяемых в формате ЕГЭ. В этих учебных пособиях было помещено большое количество схем и таблиц, а также содержались примеры типовых заданий с ответами, которые играли роль соответствующих ориентиров для учащихся. Следующим шагом стало издание справочника, обобщающего результаты предшествующей работы и сохранившего подачу материала в виде схем и таблиц.

Насколько я знаю, на тот момент такую форму подачи материала мало кто использовал, да и сейчас, кстати, тоже. Есть хорошие справочники, но с традиционной формой подачи. Поскольку кодификатор элементов содержания по обществознанию достаточно часто меняется, приходилось постоянно вносить коррективы в наш справочник, чтобы вооружить учащихся всей полнотой информации при подготовке к ЕГЭ.

[Редакция] Сколько времени уходит на подготовку одной книги — с нуля до первой публикации?

[Петр Баранов] Сейчас у меня уже рука набита, и я трачу примерно около месяца, но в то время было намного дольше, наверное, на каждый содержательный блок-модуль, а их тогда насчитывалось семь, уходило примерно по три месяца. Это было новое издание и совершенно новый формат: необходимо было собрать материал из различных источников, адаптировать его, систематизировать, определить оптимальную форму представления содержания. Кроме того, у нас три автора, и у каждого своя позиция, нужно было привести всё к единой концепции, чтобы учащимся было удобнее работать, опираясь на общие подходы и преемственность в изложении материала.

[Редакция] Впервые за четверть века в России появилась единая концепция школьного учебника истории. Каково Ваше мнение о ней?

[Петр Баранов] Сегодня модно говорить о единой концепции, но она существовала и в советское время. Ее роль выполняла унифицированная учебная программа, которая периодически корректировалась. В соответствии с этой программой издавался один учебник, который отражал взгляд государства на исторический процесс. В начале 2000-х демократизация образования привела к появлению альтернативных учебников по истории. Чтобы сохранить единое образовательное пространство, потребовалось разработать единый образовательный стандарт, в котором были представлены содержательные компоненты школьного курса истории, обязательные для изучения на территории Российской Федерации. Фактически, это была концепция исторического образования, но уже конкретизированная на уровне стандарта. Уже тогда в стандарт были заложены важнейшие принципы изучения истории: ее гуманизация, рассмотрение альтернатив, реализация цивилизационного и культурологического подходов и т. д. Введенный сегодня историко-культурный стандарт лишь развил и систематизировал существующие наработки в сфере школьного исторического образования.

[Редакция] Сколько официально должно быть учебников по истории для изучения в школе, как вы считаете?

[Петр Баранов] Я не считаю, что учебников, как в 1990-е, должно быть шестьдесят, но и оставить один учебник, на мой взгляд, недопустимо. В образовательном процессе должна сохраниться вариативность на уровне концепции, методического аппарата, иллюстративного ряда. В свое время руководство советского государства планировало обратиться к авторам с тем, чтобы навсегда выкупить их авторские права и чтобы учебник по истории выходил без авторства, как некий государственный документ. Но до этого не дошли, поскольку историческое знание как всякое гуманитарное носит личностный, ценностный характер. Здесь имеет большое значение авторская позиция. Сейчас есть три линии учебников от разных издательств.

[Редакция] Пётр Анатольевич, интересно, есть ли какая-то неразрешимая для Вас загадка в отечественной истории?

[Петр Баранов] О, там много загадок. Но они бывают разного уровня — одни конкретного плана, другие более философского. Если говорить о философских загадках, то мне любопытна цивилизационная проблема — особенности русского народа, его генотип. Интересно было бы проследить, как вел себя народ в разные исторические периоды, в различных ситуациях. Это знание многое бы прояснило, в частности, перспективы нашей страны, поскольку народ выступает главным субъектом происходящих процессов. Какие факторы в глубокой древности повлияли на формирование нашего народа и, почему он действует сегодня именно так, а не иначе?

Приведу пример. 1215 год, в Англии принята Великая хартия вольностей. Сравните, что происходит в это время в истории нашей страны. Можете ли вы себе представить, чтобы в Европе обращались к своему сюзерену, родовитому герцогу или маркизу уничижительно, как у нас — Ивашка и так далее? Проводя такие сравнения, мы можем выходить на определенные черты народного характера и судить о том, как они влияют на его историю. Следует отметить и такое качество русского народа как его великое терпение, которое, несмотря на трудности жизни, обеспечивало определенную стабильность и эволюционность развития общества.

[Редакция] То есть, выходит, недостаток самоуважения — это наша национальная черта?

[Петр Баранов] Да, совершенно верно. У нас на генетическом уровне недостаточный уровень собственного достоинства. Уважения к понятию личности у нас в большинстве своем никогда не было. Если только в 1861 году было отменено крепостное право…

[Редакция] К вопросу о чертах характера. Скажите, какие качества Вы больше всего цените в людях?

[Петр Баранов] Я ценю, прежде всего, ум. И второе — я очень люблю талантливых людей.

[Редакция] Но среди умных и талантливых немало и мерзавцев…

[Петр Баранов] Вы правы, такое бывает, поэтому я бы назвал ещё третье качество — милосердие.

[Редакция] Сейчас рассматривается общая концепция обществознания. Какой Вы бы хотели ее видеть? В каком направлении, на Ваш взгляд, должны меняться учебники по этому предмету?

[Петр Баранов] Мне представляется, что эта концепция должна меняться в сторону большей ориентированности на практику, потому что у нас курс обществознания всегда был слишком академическим, поскольку это сплав наук, которые изучают в вузе. Но все-таки в школьной программе должен быть сделан акцент на материалы, которые были бы полезны ученику в решении повседневных задач. Курс обществознания следует нацелить на усвоение учащимися знаний и умений, необходимых и достаточных для ориентации в современном социуме.

[Редакция] Да, это было бы замечательно — та же статистика говорит о том, что половина школьников не смогли ответить на вопрос о том, что такое инфляция, и вообще они не очень понимают, чем занимаются экономисты и политики.

[Петр Баранов] Справедливости ради следует отметить, что некоторые политики и сами не очень хорошо это понимают.

[Редакция] А у Вас есть любимый политик?

[Петр Баранов] Конечно, их много, но я бы все-таки назвал Александра II. Человек, который смог провести в стране огромный переворот без всякого кровопролития. В большинстве сфер! Реформы Петра, если вспомнить об их жестокости, несоизмеримы с тем, что сделал Александр. А сделал он для народа очень много, больше, чем кто-либо, в том числе и в современной истории России. Он отменил крепостное право, ввел земское самоуправление, провел судебную реформу и многое другое. Понятно, что все эти реформы долго назревали, но все-таки нужна была воля, чтобы пойти на этот смелый шаг, и Александр II это сделал.

[Редакция] А кто Ваш любимый философ?

[Петр Баранов] Любимый философ — это Франсуа Мари Аруэ — Вольтер. Проблемы, связанные со свободой, это всё он. Он оказал огромное влияние на всех других просветителей. Монтескьё, Руссо — это уже последователи. Так что основные идеи, на которые ориентируется «прогрессивное человечество» высказал Вольтер.

[Редакция] Есть ли у Вас какая-то сверхзадача, к которой вы стремитесь?

[Петр Баранов] У меня никаких сверхзадач нет. Я сторонник малых дел. Самое главное для меня — помочь учащимся. Может быть, это прозвучит наивно, но мне хочется облегчить им жизнь через публикацию пособий.

[Редакция] Ваши пожелания тем, кто сейчас готовится к экзаменам по Вашим справочникам.

[Петр Баранов] Пожелание у меня очень простое — успешной вам сдачи. Хочется, чтобы всё у вас получилось!




Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь с помощью:

Возврат к списку