Сегодня, 26 октября 2015 года, исполнилось 90 лет Владимиру Карповичу Железникову - замечательному детскому писателю, кинодраматургу, автору таких известных и любимых книг как «Чучело», «Чудак из 6-Б» и других! Блестящий автор, который все свое творчество посвятил проблемам подросткового становления, Железников по сей день продолжает работать. Писатель сохраняет абсолютную ясность ума и заканчивает новую художественную повесть с элементами автобиографии.

- Владимир Карпович, все ваше творчество так или иначе посвящено теме взросления. Современные молодые люди все  чаще отказываются взрослеть. А вместо этого играют в компьютерные игры, бегают по клубам, покупают себе модные гаджеты... Как вы считаете, такое массовое увеличение периода детства - скорее плюс или скорее минус современного общества?
- Это примета времени, она просто есть, помимо нашей воли. Но я думаю, что это скорее минус, поскольку при такой модели поведения теряется, уходит на второй план чувство ответственности. Они этого не понимают, вот что плохо.

- Вам случилось быть свидетелем очень тяжелого исторического периода. Вы были в числе тех, чей школьный выпускной пришелся на 21 июня 1941 года... 
- Да, мы жили тогда в Литве, на самой границе с Восточной Пруссией. Я окончил восьмой класс. У нас был школьный вечер, помню, как шел домой по пустому городу, у меня было прекрасное настроение… Пришел домой, лег, а в четыре утра услышал, как летят бомбардировщики. Война начиналась очень страшно. Мой отец – военный, накануне 22 июня проводил учения. Его гарнизон семьдесят пять часов держал оборону, а потом отец вывел из окружения тех, кто выжил. К обеду немцы уже были в нашем городе. А мы эвакуировались в половине десятого утра. 

- В отличие от большинства сегодняшних молодых людей у Вас не было выбора - взрослеть или не взрослеть. 
- Да. Этот период был самым мрачным в моей жизни.

- Однако связь с детством, детское и подростковое мироощущение Вы смогли сохранить и передать его в творчестве. Как Вам это удалось?
- Ну, это же совсем  другое. Сейчас я вам расскажу. Когда я приехал в Москву учиться, то поступил в юридический институт. Но при этом я уже писал, лет с 14-ти. У меня были дневники, которые я вел, тетради. Учился я на юриста и меня отправили на практику в Прокуратуру. И тогда я пришел в такой ужас, что тут же сбежал. Искал себе работу, где мог. И мне повезло – я устроился в журнал «Мурзилка». Он тогда был чудесный – такой центр мысли, где трудились замечательные авторы и художники. В частности, Владимир Васильевич Лебедев, у которого я многому научился. Я проработал в журнале 8 лет, именно  это сделало меня детским писателем. Я так к этому привык, что даже если начинал писать взрослый рассказ, там каким-то хитрым образом обязательно появлялся подросток и перетягивал одеяло на себя. Мой герой - именно подросток, который живет своей жизнью, переживает трагедии, драмы…

IMG_1336.jpg
- Чем вас зацепила подростковая тема?
- Как-то они мне всегда были близки и симпатичны очень.  Я их очень любил, вы знаете. И это имеет очень большое значение.

- Отслеживаете ли вы, что происходит в литературном мире?  
- Слежу, насколько могу. Робко держусь на поверхности и всеми силами стараюсь быть в курсе дела и понять это все сердцем. 

- Какую книгу вы слушаете сейчас?
- Сегодня слушал рассказы Толстого. Вообще по большей части слушаю  классику. Основное время я пишу. А писать стало очень трудно, потому что последние три года я диктую. Это оказалось очень сложно. Я принадлежу к тому виду писателей, у которых все выходит из-под пера. Стоит только начать писать, и как будто тебе уже кто-то диктует, все само идет. Когда я решил диктовать, то наговорил три фразы и замолчал. Больше не смог. Потом я долго тренировался – мысленно пишу страниц по пять-семь, выучиваю их на память со всеми знаками препинания. И только тогда диктую.
А пишу я сейчас художественную книгу о детстве одного мальчишки, моего ровесника. Не про себя, хотя у нас с моим героем очень много перекличек. С шести лет – 30-го года и до 60-го. И знаете, пишется залпом, так быстро, так удобно…

- А какой он – ваш герой?
- Рассказывать это пока нельзя. Могу сказать только, что он бесконечно близок к действительности.

- На каком этапе сейчас ваша работа?
- Первый вариант закончен. Правда, я практически всем в нем недоволен, хочется все переписать. Осталось придумать, как его редактировать. Вероятно, месяца через полтора-два закончу. 

- Какой совет Вы можете дать с высоты прожитого опыта начинающим талантам -  авторам и сценаристам? 
- Первое и главное – не подражать никому. Это самый гибельный путь. И работать много надо. Не упускайте времени, не думайте, что оно бесконечно. Если хотите что-то сделать - поторапливайтесь. Когда много работаешь сам, обязательно приходит то, что является твоим. Сейчас, когда я слепой и не могу ничем пользоваться и ничего увидеть, я очень хорошо прочувствовал это свое. Чувства все свои, отношения, мысли. Забавно, но чем я делаюсь старше, тем быстрее и лучше пишу. Все больное, а голова пока нет.

- Назовите три произведения писателя Владимира Железникова, которые Вы могли бы назвать визитной карточкой автора и порекомендовали бы прочесть незнакомым с его творчеством молодым людям.
- Я бы назвал «Чучело», «Игру мотыльков» и «Последний парад».

- Сформулируйте основные правила жизни, которых Вы придерживаетесь.
- Три вещи. Никого не обижать, быть абсолютно честным – так легче. И работать. Когда я перестаю работать, я разваливаюсь. И хотя от работы я очень устаю, это мое спасение. Вообще жить сейчас безумно тяжело, потому что приходится все время находиться в темноте. Это ощущение парализует. Но надо жить. И я стараюсь.


700х500_SocSeti.jpg