<...> Уговаривать Мунина поесть и поговорить было ни к чему. Он уплетал за обе щеки, успевая делиться с Одинцовым историей про диковинного для здешних краёв льва, который с древних пор стал тотемом, и про единорога — ещё более диковинного, но неожиданно популярного у Ивана Грозного.
— С одной стороны, единорог и лев — это дохристианские символы, прекрасно известные на Ближнем Востоке, — говорил Мунин. — С другой стороны, единорог — это личный знак царя Ивана. Причём официальный. На печатях для международных договоров — единорог. Первая в мире полковая артиллерия — на стволах единорог. Даже на знамёнах атамана Ермака в сибирском походе единорог был нарисован.
Из рассказа Одинцов узнал, что после смерти Ивана Грозного символ использовался по прежнему. Более того, мифическое животное связало две царские династии, когда либо правившие в России, — Рюриковичей с их дальними родственниками Романовыми. Изображение единорога украсило печать царя Фёдора, сына Ивана Васильевича. Фёдор царствовал последним из потомков Рюрика, но знак продолжали использовать: сначала Борис Годунов и Лжедмитрий, потом Михаил Фёдорович — первый Романов на российском престоле, потом его сын Алексей Михайлович. То есть единорог утвердился как эмблема московских царей. На двойном серебряном троне Ивана Алексеевича и Петра Алексеевича — будущего Петра Первого — тоже изобразили единорога в окружении двух львов.
— И вот что интересно, — говорил Мунин, жестикулируя вилкой. — Этого зверя в разные времена и в разных странах описывали по разному. Рог, ноги, хвост и всё остальное... Но большинство сходилось на том, что единорог — белый, с красной головой и голубыми глазами. А теперь смотрите. Ещё при отце Петра Первого, царе Алексее Михайловиче, государственного флага у России не было...
— Как это — не было? Почему?
— Потому что стране боевой знак нужен, герб нужен, гербовая печать нужна, а флаг зачем? Он понадобился, когда на воду спустили первый русский корабль «Орёл». По международным законам корабль должен был ходить под флагом своей страны...
Бояре стали срочно что то придумывать, говорил историк, и составили Алексею Михайловичу целый документ, «Писание о зачинании знак и знамен или прапоров». Для образца предложили библейские символы двенадцати колен израилевых и флаги морских стран: Британии, Голландии и Швеции с Данией. Царь выбрал полотнище с тремя полосами в цветах единорога.
— Вы же обращали внимание, что синий у нас не такой, как у голландцев или французов? — спросил Мунин и прибавил, что трёхцветные флаги делали для потешных полков царевича Петра. Когда Пётр стал царём, на своих кораблях он тоже поднял триколор, который назывался теперь флагом царя Московского. А рядом на мачте реял флаг Иерусалима.
— Да ладно, — усомнился Одинцов, заваривая чай. — Знаки еврейских колен для российского флага?! И потом, где Иерусалим, а где Россия!.. Что то ты не то говоришь. На кораблях с петровских времён Андреевский флаг поднимают.
Историк возразил:
— Андреевский флаг появился позже, когда Пётр Первый при помощи шотландцев создал рыцарский орден Андрея Первозванного. А сначала на кораблях использовали триколор. Если без нюансов, то флаг в цветах единорога у России был до тысяча девятьсот восемнадцатого года. Двести двадцать пять лет! И потом снова — с девяносто первого до наших дней. <...>