Предпочёл бы рекомендовать не любимые книги — это понятие очень индивидуальное и нуждается в подробных пояснениях, — а книги в своём роде образцовые.
Первым номером в любом случае будет Ветхий Завет — образец драматургии, исчерпывающее собрание сюжетов, древнейший нравственный кодекс и описание различных путей выхода из самых запутанных жизненных ситуаций в разных жанрах: приключения, детектив, политический триллер, драма, мелодрама... К тому же европейская культура, искусство и литература большей частью основаны на Ветхом Завете, поэтому иметь о нём представление просто необходимо. «Мидраши» — это удобная и легко читаемая адаптация на русском языке.
- «В чаще» Акутагавы Рюноскэ — образец литературного новаторства, виртуозного построения сюжета и успешного соединения разных жанров.
- «Очарованный странник» и «Шерамур» Николая Лескова — образцы чистого и прозрачного русского языка; живых героев и перипетий сюжета, возникающего вроде бы на ровном месте.
- «Ромео и Джульетта» Маттео Банделло и Вильяма Шекспира — образец неразрывной пары: популярного сюжета и выдающегося произведения литературы на его основе. Банделло за 100 лет до Шекспира просто пересказал известную средневековую байку, а Шекспир поднял её до уровня истории любви на все времена.
- «Кто смотрит на облака» Виктора Конецкого — образец разнопланового многолинейного сюжета и неожиданного взаимодействия совсем, казалось бы, не связанных персонажей.
- «Рассказы» О’Генри — образец коротких историй с выразительными героями, уважением к точному слову, блестящей драматургией, быстрой сменой настроений, здоровым юмором и неожиданной концовкой.
- «Арсен Люпен» Сергея Колбасьева — образец использования популярного персонажа масс‑культуры и литературных аллюзий для конструирования самостоятельного сюжета.
Список можно продолжать и продолжать; я лишь попытался дать представление о своих пристрастиях.