«Ого, как ты поправилась», «ты что, в детстве кашу не ел?», «ты бы еще на себя мусорный пакет надела». Если вы слышите нечто подобное, то имеете дело не только с хамством, но и лукизмом. Люди, склонные к нему, осуждают тех, кто не соответствует их собственным представлениям о красоте. Если такие нападки постоянные и жесткие, они развивают комплексы и могут привести к серьезным психическим расстройствам.
Лукизм не только вызывает травлю одних, но и наделяет привилегиями других, более привлекательных людей. У них получается лучше убеждать, больше зарабатывать и даже чаще выигрывать суды.
Разбираемся, почему мы придаем внешности столько значения, как она влияет на наше психическое здоровье, самооценку и положение в обществе. А также советуем любопытные книги по теме.
Барби всегда стоит на носочках, даже если она босоногая. Кадр из фильма «Барби» (2023)
Лукизмом можно считать как дискриминацию по внешности, в том числе осуждение, так и навязывание другим собственных представлений о красоте. Слово произошло от английского look («внешность»). Его придумали в 1970 годах американские борцы с фэтшеймингом, то есть предшественники бодипозитива, которые выступали против осуждения людей за полноту.
О лукизме снова громко заговорили в 2016 году из-за случая с британской журналисткой Николой Торп. Та заявила, что однажды ее выгнали из крупной лондонской компании за отказ надеть на работе туфли на шпильках. Очевидно, что, по мнению руководства, на каблуках девушки выглядели более притягательными и таким образом привлекали внимание посетителей. Хотя, после того как Торп осветила этот случай, фирма сразу опровергла, что придерживается какой-либо политики в отношении внешнего вида сотрудниц.
Барби осуждают героиню Марго Робби за плоские ступни. Кадр из фильма «Барби» (2023).
Исследования показывают, что и мужчины, и женщины по всему миру одинаково сильно беспокоятся о том, как они выглядят. По данным опроса проекта «Леди Mail.ru» 2017 года, среди россиян своей наружности стесняются 70% женщин и 63% мужчин. При этом большинство респонденток согласились с тем, что современные стандарты красоты для женщин нереалистичны.
Более тревожную картину мы видим в исследованиях среди подростков. Опрос 2021 года компании Dove и Всероссийского центра общественного мнения показал, что 94% российских девочек от 14 до 17 лет хотели бы что‑то изменить в своей внешности. Почти каждая вторая при этом назвала вес или кожу лица. Также 68% участниц признались, что сталкиваются с неодобрительной реакцией окружающих на их внешний вид. В основном это насмешки и оскорбления. Однако 14% становились жертвами травли, а 10% — физической агрессии.
При этом девочки часто сталкиваются с непониманием со стороны близких. 38% родителей заявили, что сами хотели бы поменять что‑то во внешности дочерей.
Кадр из фильма «Барби» (2023)
Давление окружающих и желание вписаться в стандарты красоты могут привести к серьезным психическим расстройствам: депрессии, анорексии и зависимости от пластической хирургии.
Тем временем те, кого природа одарила красотой, незаметно пользуются преимуществами. Например, доктор психологических наук Алан Фейнгольд доказал, что люди считают симпатичных ораторов более убедительными.
В другом исследовании ученый подтвердил, что красивым обвиняемым выносят более мягкие приговоры. В его эксперименте участвовали присяжные, на суд которых представили двух обвиняемых, якобы совершивших аналогичные преступления. На самом деле их изображали актеры. Один был привлекательным, а другой отличался отталкивающей или неприметной наружностью.
У красоты есть другие способы вас обжулить. Американские экономисты Дэниел Хамермеш и Джефф Биддл изучили влияние привлекательной внешности на зарплату. В течение четырех лет они сравнивали данные о трудоустройстве американцев. При этом ученые учитывали их семейное положение, образование, состояние здоровья и другие факторы. В итоге исследователи пришли к выводу, что в большинстве случаев люди с приятной внешностью зарабатывают больше, чем менее симпатичные на таких же должностях.
Кен поет о горькой участи жить в тени Барби. Кадр из фильма «Барби» (2023).
Ученые предполагают, что наша тяга к привлекательной внешности сложилась в ходе эволюции. Симметричные черты лица, чистая кожа и блестящие волосы говорили нашим предкам о том, что такой партнер принесет здоровое потомство.
Поэтому сейчас вид красивых людей активирует в нашем мозге центры удовольствия. Ученые из Массачусетского технологического института и Гарвардской медицинской школы сравнили реакцию на красоту с тем, что чувствует голодный при виде еды. В этом эксперименте мужчинам показывали изображения красивых женщин и с помощью магнитно‑резонансной томографии изучали активность их мозга.
Кадр из фильма «Барби» (2023)
Красивые люди кажутся нам более умными, добрыми и надежными. Механизмы выживания, которые породили это впечатление, складывались почти два миллиона лет. Но, к сожалению, они работают и в другую сторону и породили когнитивные искажения. Исследования показывают, что люди с небольшими аномалиями и травмами лица кажутся нам менее добрыми, умными, компетентными и трудолюбивыми.
Хотя механизмы остались старые, реальность совсем изменилась. С помощью медицины и технологий человечество обеспечило себе долголетие и высокий уровень жизни. Так что теперь при выборе партнера мы можем сконцентрироваться на множестве других его достоинств, кроме внешности. К тому же мы сами хотим, чтобы нас справедливо оценивали по качествам и поступкам.
Отбросить стереотипы о красоте и побороть когнитивные искажения сложно. Но возможно, если следить за ходом своих мыслей и критически подходить к оценке окружающих.
Кадр из фильма «Барби» (2023)
Мы собрали захватывающие художественные и полезные нон‑фикшн книги по теме. Они помогут лучше понять проблему лукизма. Например, покажут, как он разрушает людям жизнь. Объяснят, как принять свою внешность. Расскажут, что будет, если запретить культ красоты или, наоборот, ввести лукизм на государственном уровне в антиутопической стране.
Модель и актриса Эмили Ратаковски выпустила сборник эссе, в котором рассуждает о своем лице и теле, которые одновременно принесли ей славу и деньги и сделали невидимой, превратив ее в чисто сексуальный объект. Ратаковски пытается сформулировать сложное отношение к собственной сексуальности, в котором есть место стыду, ненависти к себе и бессилию перед фетишизацией женского тела в культуре.
Эмили Ратаковски сделала головокружительную карьеру. Она появлялась на десятках обложек журналов, выступала на модных показах, исполнила любовницу героя Бена Аффлека в фильме «Исчезнувшая» и основала бренд купальников.
Фото из соцсетей Эмили Ратаковски
История девушки, которая всю жизнь принимала в свой адрес тонны оскорблений, терпела насмешки и издевательства. В том числе все десять лет в школе провела с прозвищем «лысый урод». Яна болеет алопецией, из‑за которой на большей части головы у нее не растут волосы. Долгое время она ненавидела себя. Засыпала и просыпалась с отвращением к себе и чувством собственной беспомощности.
Но однажды автор решила, что хочет быть счастливой, сбрила остатки волос, накупила крутых париков и послала всех к чертовой матери.
«Я толстая, заедаю неудачи», «разлюбила свое тело после беременности», «одинок из-за внешности». Журналистка Ксения Татарник сама прошла болезненный путь, в конце которого смогла выстроить с собой честные и гармоничные отношения. В этой книге она исследует тему непринятия своего тела с разных сторон и предлагает семь шагов, которые помогают освободиться от комплексов.
Стилисты Наталия Найденская и Инесса Трубецкова написали книгу, которая, с одной стороны, рассказывает об истории культа красоты. Например, о том, как со временем менялись представления о привлекательности и как они отличались у разных народов.
С другой стороны, книга помогает принять собственную внешность и избавиться от навязанных стереотипов. Авторы размышляют о том, можно ли измерить красоту, и советуют, как оформить свою внешность, чтобы прежде всего нравится себе.
Дебютный роман корейско‑американской писательницы в прошлом году стал мировым бестселлером, а теперь доехал до России. Его героини пытаются устроиться в Южной Корее, где культ красоты жестоко спихивает на обочину всех, кто не соответствует его стандартам.
Кьюри за деньги составляет приятную компанию богатым мужчинам. Однажды сделав пластическую операцию, она больше не может остановиться. Ее соседка, талантливая художница Михо, без ума от наследника крупной корпораций. А он пользуется ее влюбленностью. Парикмахер Ара одержима k‑pop‑айдолом. Они и другие девушки живут в одном офистеле. Пять историй складываются в одну, в которой от боли героинь спасают вовсе не любовь и шикарная жизнь.
Еще одна книга о южнокорейском обществе, где вместе с бурным ростом индустрии красоты лукизм принял крайнюю форму. Квон Ёсон — одна из самых заметных южнокорейских авторов. Этот роман стал ее первым произведением, выпущенным в России.
Книга открывается убийством. Тело старшеклассницы Хэон находят в парке на следующий день после футбольного чемпионата. Многие восхищались девушкой и завидовали ее головокружительной красоте. Трагическое событие навсегда связывает горстку людей, но никто из них не в силах увидеть полной картины. Долгие годы они ищут убийцу, строят планы мести и пытаются избавиться от чувства вины.
Это первый роман антиутопической серии. Его действие разворачивается в будущем, где после достижения шестнадцати лет всем подросткам принудительно делают пластическую операцию. Эта процедура — часть государственной идеологии, согласно которой каждый достоин веселья и удовольствия.
День рождения Тэлли будет через пару недель. Но, в отличие от нее, не все ждут с нетерпением волшебного преображения. Когда ее подруга Шэй сбегает в Дым — убежище мятежников — мир красоты раскрывается для нее с другой, неприглядной стороны.
Одна небольшая операция на мозге — так в недалеком будущем решают проблему неравенства из‑за внешности. Тем, кто проходит каллиагнозию, блокируют рецепторы, отвечающие за восприятие красоты. В результате человек не способен судить другого по наружности.
Теперь в стенах Пемблтонского университета разворачивается дискуссия. Сторонники каллиагнозии предлагают сделать операцию обязательной. Правда, когда красота уходит со сцены, на первый план выступают другие особенности человека. Например, как быть с приятными голосом и мимикой? Встают и другие вопросы. Красота — это благо или зло? И не лишит ли каллиагнозия нас чего‑то важного? Например, возможности самому дозреть до вывода, что красота — это не главное.
Перед нами Долорес Прайс, и ей всего четыре года. Практически безоблачное детство девочки заканчивается со смертью новорожденного братика... Через несколько лет ее родители разведутся, а мама попадет в клинику неврозов.
Автор Уолли Ламб следит за Долорес на протяжении тридцати лет, все больше раскрывая ее характер и тончайшие перемены чувств. Героине придется многое пережить: крушение детских надежд, изнасилование, стремительный набор веса, одиночество и нападки сверстников, внезапную смерть матери. Уже позже — в колледже и во взрослой жизни — девушку на каждом шагу будут поджидать предательства и разочарования... Однако, достигнув дна, Долорес все же найдет в себе силы оттолкнуться и выплыть на поверхность.
Дессен Сара
Томас Скарлетт
Кеплингер Коди
Нивен Дженнифер
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.