«Вишневый сад» — последняя пьеса русского классика Антона Чехова, одно из самых известных его произведений. Сам автор считал ее комедией, режиссер Константин Станиславский, впервые поставивший пьесу на сцене — трагедией, Максим Горький — лирической комедией, а ряд критиков называет ее драмой. Главное новшество произведения — диалоги героев, состоящие из слабо связанных между собой фраз. Они создают у читателей и зрителей ощущение, что персонажи не слышат друг друга. Этим приемом Чехов приблизил свою пьесу к театру абсурда. На протяжении более ста лет «Вишневый сад» остается одним из самых известных драматургических произведений в истории мировой литературы, которое регулярно ставится на сценах самых престижных театров.
Замысел пьесы возник у Чехова в 1901 году. Спустя два года он завершил работу над произведением и опубликовал его в петербургском сборнике товарищества «Знание». Стоит учесть, что пока драматург работал над пьесой, в стране произошло множество серьезных событий — например, убийство министра внутренних дел Дмитрия Сипягина, Кишиневский погром и Всеобщая стачка на Юге России. Они вполне могли натолкнуть Чехова на мысль о неизбежности гибели «старого мира».
Через несколько месяцев после первой публикации — в начале 1904 года — «Вишневый сад» поставили на сцене Московского художественного театра режиссеры Владимир Немирович‑Данченко и Константин Станиславский, сыгравший в спектакле одну из главных ролей.
Критики приняли пьесу неоднозначно — консервативно настроенные рецензенты обвиняли Чехова в симпатии к либералам, а сами либералы — в неверном истолковании своей программы. Представители обоих лагерей дружно упрекали автора в том, что он попросту любуется распадом общества, не предлагая никакой позитивной повестки. Гораздо теплее встретили пьесу театралы, которые по достоинству оценили ее жанровую новизну. Премьерные показы «Вишневого сада» прошли с аншлагом.
Помещица Любовь Раневская возвращается в Россию из Франции, где она провела пять лет. Ее сопровождает дочь Аня. На станции их встречают брат Раневской Леонид Гаев и ее воспитанница Варя. Приехав в поместье, Раневская плачет от воспоминаний, связанных с этим местом.
Там ее встречает Ермолай Лопахин — потомок крепостных, который стал преуспевающим купцом. Он очень уважает Раневскую за то, что в детстве она жалела его после побоев отца. Аня рассказывает Варе, что мать практически разорена. В поместье приезжает бедный социалист Петр Трофимов. Он когда-то работал репетитором у сына Раневской Гриши, который в детстве утонул в пруду. Трофимов влюблен в Аню.
Поместье Раневской заложено за долги и вскоре должно быть продано. Лопахин сочувствует женщине и предлагает свой план по спасению поместья: его нужно разделить на участки и сдавать в аренду дачникам. Это принесет хороший стабильный доход. Но для осуществления плана придется вырубить огромный вишневый сад, что неприемлемо для Раневской и Гаева, которые считают его символом своего счастливого прошлого. Гаев надеется занять необходимые деньги у богатой родственницы и выгодно выдать Аню замуж. Гаев упрекает Раневскую, что та после смерти мужа завела любовника. Аня укоряет дядю за его слова.
Лопахин возмущен легкомысленностью Раневской и Гаева и снова настаивает на своей схеме со сдачей поместья в аренду. Раневская возражает, что дачники — это пошло. Она произносит монолог, в котором жалуется на дурные предчувствия и делает вывод, что все происходящее с ней — от гибели сына Гриши до возникновения долгов — можно считать расплатой за ее грехи. Она рассказала, что во Франции ее любовник заболел, она долго его выхаживала, а тот ушел к другой. Теперь же он умоляет ее вернуться.
Раневская советует Лопахину жениться на Варе. Он не против, но не торопится делать ей предложение. Гаев говорит, что его приглашают работать в банк, однако Раевская не верит, что это поможет закрыть все долги. Появляются Трофимов, Аня и Варя, которая следит, чтобы молодые люди не оставались наедине друг с другом, поскольку опасается, что у них могут завязаться романтические отношения. Трофимов произносит монолог о грехах русской интеллигенции, которая не способна к труду и живет за счет простого народа. Лопахин возражает, что все проблемы из-за того, что в России мало честных людей. Трофимов остается наедине с Аней и убеждает ее покинуть поместье. Он говорит, что вишневый сад — символ эксплуатации крестьян дворянами. Аня соглашается.
Раневская, несмотря на долги, устраивает шикарный бал. Она ждет новостей от Гаева и Лопахина, которые поехали на торги. Трофимов пытается успокоить Раневскую: он считает, что вишневый сад — это прошлое. Раневская говорит, что не будет возражать против брака Трофимова и Ани. Она показывает ему письмо своего любовника. Трофимов ругает любовника. Раневская обижается на Трофимова и осыпает его оскорблениями, но вскоре остывает и извиняется.
Гаев и Лопахин возвращаются в поместье. Гаеву не хватило денег, чтобы его приобрести, и оно досталось Лопахину. Лопахин произносит монолог о том, что его дед и отец были в этом поместье рабами, а он смог стать его хозяином. Варя бросает на пол ключ от поместья и уходит. Раневская рыдает. Аня утешает ее тем, что когда-нибудь они обустроят новый сад.
Из поместья вывезли картины и мебель. Раневская и Гаев прощаются с поместьем. Раневская возвращается в Париж к любовнику, Гаев отправляется работать в банк. Трофимов и Аня уезжают в Москву: он собирается поступать в университет, она — в гимназию. Трофимов не принимает денег, которые предлагает ему Лопахин, поскольку считает себя самостоятельной личностью. Раневская уговаривает Лопахина взять Варю замуж, но тот так и не решается на это. Поместье пустеет. Вдалеке слышится стук топора, которым вырубают вишневый сад.
Королева Марина Александровна
Абэ Тисато
Лукьяненко Сергей Васильевич
Райн Александр
Харди Камрин
Дунбэнь Сигу
Хигасино Кэйго
Куин Джулия
Гуанзон Теа
Герберт Фрэнк
Малышева Анна Витальевна
Хван Порым
Земсков Пётр Александрович
Усачев Андрей Алексеевич
Борщ Татьяна
Ли Сьюзан
Крамер Стейс
Седова Анастасия
Чернышёва Зоя Владимировна
Цискаридзе Николай Максимович
Кузнецова Екатерина Александровна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.