К 90-летию поэта и драматурга Вадима Коростылева в издательстве вышла книга «Это очень хорошо, что пока нам плохо…», в которую вошли его лучшие повести, сценарии и пьесы для детей и взрослых.

обложка.jpgВероятно, самое известное произведение Вадима Коростылева – повесть для детей «Вовка в Тридевятом царстве». А между тем фильмы по его сценариям любимы настолько, что цитаты из них вошли в обиходный язык нескольких поколений зрителей. «Нормальные герои всегда идут в обход…» – это из фильма Ролана Быкова «Айболит-66». «А я ем яблоко и смотрю в окно…» – из феерического фильма-спектакля по пьесе К.Гоцци «Король-олень». В самом народном, самом новогоднем фильме Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» Людмила Гурченко исполняет «Песенку о хорошем настроении» на слова Вадима Коростылева:

И улыбка, без сомненья,
Вдруг коснётся ваших глаз,
И хорошее настроение
Не покинет больше вас.

Вадим Николаевич Коростылев родился в Москве 3 августа 1923 г. В этом году ему исполнилось бы 90 лет.

Он с детства любил театр. После школы учился в театральной студии Станиславского, был занят в спектакле «Ревизор».

Когда началась война, Вадим сразу записался добровольцем. До того как послать на фронт, комсомольцев-добровольцев отправили копать окопы под Ельней. Там они попали в страшную кровавую бойню. Вадиму, можно сказать, повезло: он был тяжело контужен, а потом почти два года прикован к постели. Его комиссовали по здоровью, и вышло так, что участником войны Коростылев официально не считался.

В 1943 году он поступил на поэтическое отделение в Московский литературный институт им. Горького.
Война подходила к концу, с фронта возвращались его друзья и сверстники, обретали известность поэты-фронтовики – Межиров, Наровчатов, Гудзенко, Шубин, – а Коростылев мучительно переживал, что у него «нет биографии». Он решил оставить институт и завербовался на Север на одну из зимовок Карской научно-промысловой экспедиции.

По возвращении с Севера Коростылев женился, и в начале 1954 года у него родилась дочь. Нужно было кормить семью, и все больше места в творчестве занимало то, что приносило заработок, – водевиль, бурлеск, пьесы для детского театра, песни для кинофильмов. Сборники стихов «За Полярным кругом» (1951) и «Север–Юг. Семь дней» (1956), разумеется, не могли обеспечить семье достойное существование.

В 1955 году Олег Ефремов поставил в ТЮЗе весёлый музыкальный спектакль Вадима Коростылёва и Михаила Львовского «Димка-невидимка», а в 1957 г. Ролан Быков выпустил полную эксцентрики постановку по пьесе В.Коростылева «О чём рассказали волшебники» (переложение «Доктора Айболита» К.Чуковского). Эти спектакли стали режиссерскими дебютами Олега Ефремова и Ролана Быкова. Несколько позже Вадим Коростылев переработал пьесу «О чем рассказали волшебники» в сценарий, и Ролан Быков снял великолепный, незабываемый фильм «Айболит-66», имевший сногсшибательный зрительский успех. А песенка из фильма стала негласным гимном советской интеллигенции: «Это очень хорошо, что пока нам плохо!»

Столь же бурный успех сопутствовал фильму «Король-олень» (1969 г.), сценарий которого Вадим Коростылев написал по пьесе Карло Гоцци, сместив, однако, смысловые акценты и включив в него изумительные песни персонажей (музыка М.Таривердиева).

Сказочник и романтик, Вадим Коростылев умел подсматривать сказки. И это было его истинным призванием и в профессии, и в жизни.