Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Сена, Лувр, Монмартр: подборка для тех, кто любит Францию

Сена, Лувр, Монмартр: подборка для тех, кто любит Францию

06.07.2020

Пока границы на замке, а вирус продолжает перекраивать привычный мир по своему лекалу, нам остается только мечтать о путешествиях: представлять себя прогуливающимися по улице Розье в Париже, потягивающими прохладное вино в уличном кафе на бульваре Сен‑Жермен или отдыхающими на полянке у подножия Эйфелевой башни. Разукрасить летние грезы о Франции помогут книги из нашей сегодняшней подборки.

Анна Матвеева, «Лолотта и другие парижские истории»

Этот сборник прозы Анны Матвеевой уводит нас в Париж. Вернее, в путешествие из Парижа в Париж: из западноевропейской столицы — в село Париж Челябинской области, или в жилой комплекс имени знаменитого города, или в кафе все с тем же названием. В книге вы встретите множество персонажей: Амедео Модильяни, одинокого отставного начальника, вора, учительницу французского, литературного редактора, разочаровавшегося во всем, кроме родного языка... У каждого героя «Лолотты» свой Париж — тот, о котором они мечтали. Но чаще — тот, которого заслуживают.

«Первые дни в Париже я с утра до вечера бродила по улицам. Запоминала названия улиц на синих табличках — красивые, как стихи! Вожирар, Контрэскарп, Монтень! Не то что у нас — Смазчиков, Заводская, Металлургов. А тут еще недавно, аккурат в мой прошлый приезд, рядом с Широкореченским кладбищем построили торговый центр ’’Радуга’’ — и остановка транспорта там называется „Отрадная“. В Париже такого быть не может».

Андрей Аствацатуров, «Осень в карманах»

Жанр этой книги сам автор определил как «роман в рассказах». Порой это анекдотичные зарисовки, порой — юмористические рассказы, а порой — грустные истории из жизни самого автора. Вторая часть книги — «Времена года» — целиком посвящена историям, произошедшим с героем в путешествиях. В ней он рассказывает, например, как зимой за компанию с коллегой полетел в Париж на философский форум. Но это не записки путешественника в чистом виде, скорее — остроумный комментарий наблюдательного человека по поводу увиденного и услышанного.

«Вокруг — только французская речь, и никакой другой. Странное ощущение. Будто во рту рассасывают моллюсков. Я вспоминаю французских писателей — их имена звучат густой кулинарной симфонией, словно это не имена вовсе, а названия блюд. Пруст — хрустящее печенье, Бальзак — куриный бульон. Мальро — отварная говядина в приправе, Гюго — фасолевые стручки, Уэльбек — постный телячий медальон».

Осень в карманах

Аствацатуров Андрей Алексеевич

Вячеслав Недошивин, «Адреса любви»

Перед нами — уникальный путеводитель по Москве, Петербургу и Парижу. Книга рассказывает об адресах, ставших центральным местом действия в жизненных драмах знаменитых русских писателей и поэтов. Ее ценность в том, что место действия каждой истории обозначено современным адресом, и его легко найти на карте.

«Здесь все выстроено на документальной точности. Кто где жил, бывал, с кем спорил в знаменитых салонах, в кого влюблялся в поэтических кабачках — обо всем этом узнаешь, погружаясь в рассказы, объединившие историю, литературу, биографические загадки и — Географию Великой Поэзии...» — пишет о книге литературовед Борис Аверин.

Вот, например, что пишет автор о парижской жизни Марины Цветаевой и ее мужа Сергея Эфрона: «Впрочем, один ’’шаг вперед’’ Сергей сделал. Шаг с моста. В самом центре Парижа. Представьте: утро, холодная рябь Сены, зеваки случайные и Сергей, балансирующий на парапете. Секунда — и, взмахнув руками, человек нелепо летит в воду. Самоубийство? Нет‑нет, господь с вами! В их семье он один, кажется, не допускал мысли об этом. Просто снималось кино, и по сценарию ему надо было сигануть в воду. Каскадер, короче».

Адреса любви

Недошивин Вячеслав Михайлович

Анна Матвеева, «Картинные девушки»

В этой книге Анна Матвеева рассказывает о судьбах восемнадцати натурщиц, позировавших великим художникам — от античного Апеллеса до Врубеля. Автор проводит читателя вдоль линии жизни героинь. Мы видим, слышим и чувствует все то же, что видели, слышали и чувствовали они, несмотря на время, которое нас разделяет.

«Художественный мир Парижа тем временем кипит, как бульон под крышкой на сильном огне: все готовятся ко Всемирной выставке 1855 года, которую патронирует Наполеон III лично. На Елисейских полях появляется новое здание — Дворец промышленности, построенный по последнему слову архитектуры, из железа и стекла. Художникам предоставлен отдельный павильон, где в числе прочих экспонируются работы признанных гениев — Энгра и Делакруа. Гюстав Курбе, эмоциональный реалист и нетерпимая личность, возмущен решением жюри, отвергнувшего его работы для представления на выставке. Он объявляет о том, что построит на собственные деньги личный павильон, где под вывеской ’’Реализм’’ будут показаны сорок с лишним работ, и действительно строит его на авеню Монтень, прямо напротив Дворца промышленности».

Картинные девушки

Матвеева Анна

Нина Берберова, «Курсив мой»

«Курсив мой» — самая знаменитая книга Нины Берберовой, сразу ставшая мировым бестселлером и сохранившая эту позицию сегодня. Яркая, независимая, провокативная, глубоко личная, эта автобиография вызвала бурю нареканий со стороны ее героев и осталась уникальным свидетельством жизни первой русской эмиграции. Портреты Ивана Бунина, Владислава Ходасевича, Максима Горького, Андрея Белого, Марины Цветаевой, 3инаиды Гиппиус, Георгия Иванова и Владимира Набокова написаны абсолютно свободным человеком — без оглядки, без страха, то хлестко и иронично, то трепетно и нежно...

«Ночью я висела в воздухе над Парижем, над самым центром его, между фонарями и облаками, в полной тьме, где‑то вблизи редких самолетов, которые (так мне казалось) могут задеть меня крылом. На рассвете в мансарде напротив кто‑то долго и щедро поливал цветы на подоконнике, я не видела его, но он, конечно, видел меня. Потом начиналось сверление стен, струганье паркета в будущей гостиной. И я выходила — в дверь, или в пролом стены, или в окошко, и уже оттуда спускалась на улицу по черной лестнице — шесть этажей».

Курсив мой

Берберова Нина Николаевна

Роман Сенчин, «Дождь в Париже»

Герой книги Андрей Топкин бежит от неудач и личных потрясений в Париж, в город, который, как ему кажется, может ему помочь, но почти не выходит из номера гостиницы. Он вспоминает юность, первую любовь, друзей и родителей. Кадры из жизни бегут перед его глазами, а в Париже идет дождь...

«— Коль, гляди! — женский вскрик в темном салоне. — Гляди, собор Парижской богоматери!

— Где? Не вижу.

— Да вон, глаза разуй!

Большинство пассажиров уставились в мутные от стекающей по ним воды окна; кто‑то тер запотевшее стекло. Топкин тоже пытался что‑нибудь рассмотреть.

— Ниче не видать... Льет‑то как!

— Не дай бог всю поездку такая погодка...

— Да не Нотр‑Дам‑де‑Пари это, — насмешливый голос пожилого мужчины.

— А что еще? Две башни такие...

— Тут таких церквей через одну.

— Все равно мы уже в центре где‑то. Скоро приедем.

Топкин прикрыл глаза. Да, скорей бы...»

Дождь в Париже

Сенчин Роман Валерьевич

Александр Архангельский, «Русофил. История жизни Жоржа Нива, рассказанная им самим»

«Русофил» — это история жизни знаменитого французского слависта Жоржа Нива, написанная от первого лица. Рассказ появился благодаря беседам автора (Александра Архангельского) с героем (Жоржем Нива) на протяжении многих лет, с конца 1980 х годов.

Жорж Нива родился в 1935 году, в мае 2020‑го ему исполнилось 85 лет. Его детство совпало со Второй мировой. Он начинает рассказ с того, как жила Франция накануне гитлеровского вторжения. Постепенно перед нами развертывается полотно послевоенной жизни Франции, а потом и Советского Союза, куда Жорж Нива приехал учиться по обмену и где навсегда стал «русофилом».

«И все‑таки самое яркое послевоенное воспоминание — первая в жизни туристическая поездка. Отец еще до войны купил машину марки „Рено“. Все годы оккупации она простояла в гараже, да и потом на ней нельзя было ездить: мы не могли достать талоны на бензин, отец не умел выстраивать отношения с „нужными людьми“, но его друг каким‑то образом талоны раздобыл, и две семьи объединились, поехали вместе — взрослые в салоне, а мы с Морисом в просторном багажном отделении (попросту говоря — в багажнике). Мы были счастливы. Совершенно счастливы! Особенно когда бензин кончился. На обратном пути, за сто километров до Клермон‑Ферран. Взрослые были растеряны и не понимали, что делать, а мы ликовали: приключения! Поездка затягивается! Какое блаженство. Взрослые пытались вливать в бензобак всякое масло, в общем, испортили эту машину окончательно, пришлось уговаривать водителей попуток, тянуть ее на тросе...»

Александр Генис, «Гость: туда и обратно»

Перед нами — сборник своеобразных путевых заметок признанного мастера эссеистики Александра Гениса. Текстам из этой книги свойственны привкус непредсказуемости и ощущение свободы.

«В каждой части света я ищу то, чего мне не хватает. На Востоке — бога или то, что там его заменяет. В Японии — красоту, в Китае — мудрость, в Индии — слонов, в Израиле — все сразу. Европа для меня как была, так и осталась геополитической мечтой, и я приезжаю туда, чтобы убедиться в том, что она настоящая, а не приснившаяся», — пишет Александр Генис.

Франции в его книге посвящена отдельная глава — «Галльские радости». Генис раскрывает перед нами совсем не ту Францию, которую мы привыкли видеть на открытках и в путеводителях, страну «полупонятную и полузнакомую, как слова в мессе».

«Я не понимаю, как живут люди, ежедневно участвующие в этой мистерии. Еще труднее мне понять тех, кто отсюда уезжает. Я бы не стал, хотя в этой глуши никто не говорил по‑английски. В этом, собственно, не было нужды: иностранцев в городе было двое — мы с женой. Ставни закрывались в девять, фонари стояли редко, не слышно было даже телевизоров. Вечерняя улица казалась скучнее Пруста, но мне она все равно нравилась, ибо по обеим сторонам дома с обнаженными балками вываливали на тротуар брюхо. Один из них, ровесник трех мушкетеров, стоял уж совсем набекрень. За частым переплетом чердачного окошка тлел оранжевый абажур. Я бы туда переехал, но место оказалось занятым, о чем мне и сказала выглянувшая хозяйка. — Давно вы здесь живете? — спросил я на пальцах. — Четыреста лет, — ответила она, указав на дату, выбитую над порталом».

Гость: туда и обратно

Генис Александр Александрович

Нина Агишева, «Барбара. Скажи, когда ты вернешься?»

Это книга о знаменитой французской певице и актрисе Барбаре, популярнейшей исполнительнице XX века. Это за ней с концерта на концерт колесило по Европе целое поколение французских интеллектуалов. Ее фотографию всегда носил с собой Морис Бежар. Услышав первый раз ее альбом, Михаил Барышников начал учить французский. Ее знаменитой песней «Моя история любви — это вы» навсегда прощался с публикой Ив Сен‑Лоран. Ее обожал и снимал в кино Жак Брель. О ней написал воспоминания Жерар Депардье.

Во Франции ее боготворят по сей день. Ее песня звучала на траурной церемонии после парижских терактов в ноябре 2015‑го. Кто она? Что сегодня о ней знают в России? Книга известного театрального критика Нины Агишевой — это попытка разгадать загадку Барбары и воскресить время высокого романтизма в искусстве, пробудить в русском читателе и слушателе интерес к ее песням, которые нашли место и в новом веке.

«Ранним апрельским утром 1997 года в большом старом доме в местечке Преси‑сюр‑Марн, что в тридцати километрах восточнее Парижа, у окна, выходящего в сад, сидела немолодая женщина. Она писала предисловие к своим мемуарам — неоконченным, потому что жить ей оставалось ровно семь месяцев. Судя по предисловию, она это знала. Оно очень короткое и обжигает, как ее песни: там неизбывная тоска по концертам, которых больше никогда не будет, по запаху пудры в гримерке, по тому, как отчаянно бьется сердце в кулисах перед выходом на сцену, — и описание сада, который как будто наполнял ее жизнь смыслом последние пять лет».
Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Полное собрание рассказов

Набоков Владимир Владимирович

Закон кровососа

Силлов Дмитрий Олегович

Это космос, детка!

Пересильд Юлия Сергеевна

Королевские зайцы. Союзмультфильм

Асбьёрнсен Питер Кристен

Откуда берутся дети?

Казанцева Ася

Русский в порядке

Королева Марина Александровна

Азбука дружбы

Ершова Евгения Сергеевна

Мертвый кролик, живой кролик

Михалкова Елена Ивановна

Скорлупы. Кубики

Елизаров Михаил Юрьевич

Я красива. Я умна. Я кусаюсь

Валиуллин Ринат Рифович

Что таится за завесой

Вудс Харпер Л.

Три мушкетера. Д' Артаньян

Фере-Флери Кристин

Гуднайт, Америка, о!

Цыпкин Александр Евгеньевич

Бременские музыканты

Энтин Юрий Сергеевич

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Вам уже есть 18 лет?
Да, есть
Ещё нет

Новости, новинки,
подборки и рекомендации