Дэвид Грин: Я не уверен, видели вы сериал «Фарго» или нет. Так или иначе, этот сериал известен своими мрачными сюжетными ходами. Вот этот момент был особенно зловещим: добропорядочный полицейский останавливает абсолютно недобропорядочного парня, сыгранного Билли Бобом Торнтоном.
Билли Боб Торнтон (в роли Лорна Малво): Давайте-ка я объясню вам, что сейчас случится, офицер Гримли. Сейчас я закрою окно и уеду. А вы отправитесь домой к своей дочери. Несколько лет спустя вы будете смотреть ей в глаза и знать, что остались живы только благодаря тому, что однажды ночью решили не следовать по определенному пути. Что однажды ночью выбрали дорогу к свету вместо того, чтобы шагнуть в темноту.
Дэвид Грин: Уф. На таких напряженных сценах, как эта, Ной Хоули, сценарист и шоураннер «Фарго», сделал себе имя, затмив даже братьев Коэнов, вдохновивших сериал. Чувство надвигающейся угрозы не покидает нас и в романе Хоули об авиакатастрофе. Вот фрагмент из произведения в исполнении самого автора:
Ной Хоули (читает): У каждого свой путь, каждый делает свои выборы. Как двое случайных людей оказываются в одно и то же время в одном и том же месте – тайна. Вы едете в лифте с дюжиной незнакомцев. Вы трясетесь в автобусе, стоите в очереди в туалет. Такое случается каждый день. Пытаться предсказать, где мы будем завтра и кого встретим там, абсолютно бессмысленно.
Дэвид Грин: Итак, книга называется «Перед падением». И Ной Хоули посвящает свой вымысел вполне реальному человеческому импульсу – желанию понять, почему определенные люди (а не другие) оказываются вовлечены в трагедии, такие как 9/11.
Ной Хоули: Невозможно предсказать (особенно в случае с драматическими событиями мирового масштаба), кто именно окажется на месте трагедии. И, например, почему это не тот парень, который как раз в данное время должен быть вернуть взятую в аренду во Всемирном торговом центре машину, но по какой-то причине этого не сделал. Именно подобная произвольность и является, на мой взгляд, причиной того, что некоторым людям иногда бывает так сложно принять факт трагедии.
Дэвид Грин: История Ноя Хоули берет начало на острове Мартас-Виньярд (штат США Массачусетс – прим. редактора) туманной ночью. 11 пассажиров, включая главу круглосуточного новостного канала, садятся в частный самолет. Минуты спустя самолет падает в море. В этот момент Ной Хоули начинает нам рассказывать, кем были пассажиры, будто бы сопоставляя их список с фактом аварии.
Ной Хоули: Что мы обычно видим? Список. Мы видим список имен, и, может, о паре из них будет рассказана история. Но остальные люди – просто имена. И рассказывая историю этих других людей на самолете, я могу разгадать, почему самолет начал падать. Я имею в виду, что все эти люди имеют весомые основания, дабы служить мишенью, причиной того, что произошла авария. Но здесь есть и кое-что другое – рандомизирующий фактор – появление случайного художника, в последнюю минуту приглашенного женой медиамагната и ставшего одним из двух выживших. То есть возникает это чувство: прямо сейчас творится история, но некоторые люди это пропустят. А некоторые, наоборот, – покажут себя.
Дэвид Грин: Парень, который покажет себя, – Скот Берроуз, художник, человек, жизнь которого в буквальном смысле – катастрофа. Даже до аварии он одержим тем, чтобы запечатлевать трагедии: поезда, сходящие с рельс, торнадо. Что было у вас на уме, когда вы создавали такой персонаж?
Ной Хоули: Да, во многих смыслах это неудачник. Как у молодого человека, у него хватает спеси считать, что когда-нибудь он станет великим художником; он ходит на множество вечеринок. И, знаете, в чем-то он понимает, что его искусство не очень-то примечательно, и что вечеринки становятся наполнены отчаянием, и что пьет он немного больше, чем следовало. И он, по сути, идет на дно. И видит свою жизнь как катастрофу, и именно поэтому его и привлекает разрушение: поезда, сошедшие с рельс, приближающиеся торнадо… – и вдруг он оказывается в правильном месте и в правильное время для того, чтобы совершить нечто искупительное и героическое.
Дэвид Грин: Кое-что из того, что бросилось мне в глаза, когда я читал книгу: вы пишете о репортерах, которые занимаются тем, что стараются разглядеть лица в облаках. То есть они пытаются найти что-то, чего на самом деле нет. Также вы пишете, что в отсутствие фактов людям свойственно придумывать для самих себя истории. Это ваш способ сказать что-то о «24-часовом цикле слухов», как вы его называете, – прокомментировать работу новостных медиа в современном обществе?
Ной Хоули: Ну, я думаю, мы по своей природе склонны к поиску сходств и закономерностей. И, очевидно, нам хочется, чтобы все они что-то значили. И, знаете, если вспомнить убийство Кеннеди и фильм Запрудера (любительская пленка с записью убийства Кеннеди – прим. редактора), станет понятно, что вот у нас есть фильм, но мы по-прежнему ничего не знаем о событии. Споры не утихают до сих пор: двое было стрелков или трое? Выстрелы были спереди или сзади? Этот цикл существует, несмотря на обилие информации, обрушивающейся на нас все время. И, я думаю, аудитория хочет понять не только факты, но и их смысл, значение, которое, конечно, субъективно. И поэтому сейчас уже трудно разобраться, какова объективная история: все, что мы получаем, – это фильтрованная версия подробностей.
Дэвид Грин: Один из ваших персонажей – тележурналист на новостном канале, образ которого хорошо раскрывает перед нами суть кабельного ТВ – такого, каким его видите вы. Этого персонажа зовут Билл Каннингем, и вы описываете момент, когда он в прямом эфире строит догадки о том, что могло стать причиной аварии. Вы не против прочитать…
Ной Хоули: Конечно.
Дэвид Грин: …Кое-что из того, что он говорит. Самолеты просто так не падают…
Ной Хоули: Да, он говорит (читает): «Самолеты просто так не падают, это саботаж. Это ракета, выпущенная с плеча кого-то на катере. Это самоубийца-джихадист в поясе смертника – возможно, кто-то из экипажа, это убийство, друзья мои, убийство, совершенное врагами Свободы».
Он говорит, что маленькие вещи не случаются с большими людьми. Это похоже на несчастный случай, но это не могло быть несчастным случаем, так что вот вам новость – это НЕ несчастный случай. И чем больше он повторяет это, тем больше людей принимает такой «язык», тем больше реальных фактов искажается.
Дэвид Грин: Пока вы пишите о самолете и о погоне за объяснениями, я не могу перестать думать о реальном инциденте – я имею в виду «Египетские авиалинии» и неутихающие разговоры о терроризме. Я вспоминаю о катастрофе самолета Germanwings, когда было много слухов о том, что же стало причиной катастрофы. Выяснилось, что это был второй пилот, который страдал чем-то вроде психического заболевания.
Ной Хоули: Да.
Дэвид Грин: Вы пытались провести параллели?
Ной Хоули: Нет, не преднамеренно. Катастрофа «Малазийских авиалиний», которая произошла, пока я писал книгу, тоже была крупной. И знаете, раз уж мы начали с отрывка о том, как трудно предсказать, где каждый из нас окажется… Так вот, я думаю, что авиакатастрофа – отличный способ проиллюстрировать эту идею, ведь ситуацию в полете контролирует только один человек – пилот. И остальные из нас отдают в его руки свои жизни. Этим авиакатастрофы и любопытны – мы видим себя. Мы все летаем и знаем, как беспомощны в эти моменты. И нам хочется понять, почему такое происходит, – в конце концов, нам всем лететь в Чикаго в следующий четверг. Понимаете?
Дэвид Грин: Вы боитесь летать?
Ной Хоули: Нет, я все время летаю. И я написал о паре аварий в своих книгах – думаю, это мой способ надеяться, что у Вселенной нет чувства иронии.
Дэвид Грин (слышен смех): Если вы об этом написали, этого с вами не случится.
Ной Хоули: Именно.
Дэвид Грин: Ной, большое спасибо.
Ной Хоули: Спасибо.
Дэвид Грин: Это был Ной Хоули, писатель. Его новый роман называется «Перед падением». И вы слушаете MORNING EDITION на NPR News. Я Дэвид Грин.
Назарова Ольга Станиславовна
Литвиненко Инна Евгеньевна
Шепс Олег Олегович
Тимощенко Елена Геннадьевна
Демченко Владимир Сергеевич
Паркер Оушен
Ханна Ким
Анонимус
Казанцева Ася
Тараканова Марина Владимировна
Танака Иори
Джонсон Эмма Рид
Усачев Андрей Алексеевич
Сяо Жусэ
Абдулла
Сантини Бертран
Иствуд Кира
Куин Джулия
Нуре Аслак
Рэйн Сола
Клэр Кассандра
Дуглас Пенелопа
Райн Александр
Бурлакова Людмила Александровна
Махёрин Шелби
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.