Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Олег Лекманов: «Жизнь прошла, а молодость длится...»

Олег Лекманов: «Жизнь прошла, а молодость длится...»

05.10.2020

В «Редакции Елены Шубиной» выходит книга писателя и литературоведа Олега Лекманова «„Жизнь прошла, а молодость длится...“ Путеводитель по книге Ирины Одоевцевой „На берегах Невы“». Это первое полномасштабное исследование знаменитых мемуаров, споры вокруг правдивости которых не утихают с момента их первой публикации во второй половине 60‑х годов прошлого века.

Поэтесса Ирина Одоевцева (настоящее имя — Ираида Гейнике) — дочь рижского адвоката, переехавшая с семьей в Петроград, слушательница курсов петроградского Института живого слова, ученица Николая Гумилева, которой он посвятил некоторые из своих стихов, в частности, знаменитую любовную балладу «Лес».

Мемуары она создала уже после смерти мужа, поэта Георгия Иванова, завершив их в 1967 году, когда ей самой было уже 72 года. Как пишет в своей книге Олег Лекманов, работа над воспоминаниями стала для нее «возможностью взять реванш за тускло прожитые годы эмиграции». Задачей Одоевцевой стало ни много ни мало «вписать себя в звездную карту петроградского поэтического небосклона конца 1910‑х — начала 1920‑х годов».

Именно с этим посылом связаны многочисленные претензии к книге «На берегах Невы». Одоевцеву обвиняли в перевирании чужих слов, в обелении себя и очернении недоброжелателей, в легкомысленном обращении с фактами. Резко негативно книгу оценила Анна Ахматова, у которой о жизни и пристрастиях Николая Гумилева было свое непоколебимое мнение. Эту позицию неодобрения вслед за поэтессой приняли как свою и более поздние поколения читателей Одоевцевой.

В «Путеводителе...» Олег Лекманов скрупулезно, с опорой на свидетельства современников и документы эпохи, разбирается, что в мемуарах Одоевцевой было чистой правдой, а что — нет. Он подробно показывает, в чем именно неосознанно заблуждалась Одоевцева, начиная со сводок петроградской погоды 1910–1920‑х годов и заканчивая неточными цитатами из стихов русских модернистов.

Исследователь приходит к выводу, что «за исключением двух случаев Одоевцева, кажется, ни разу в своей книге сознательно не врет. Но она многое неосознанно перевирает». Поэтесса оказывается мастером историко‑литературной компиляции, складывая в своих мемуарах, как затейливый пазл, воспоминания современников и фрагменты литературно‑критических статей, чтобы собрать эффектную картину жизни петербургских поэтов конца 1910‑х — начала 1920‑х годов, в центре которой она — молодая и прекрасная поэтесса.

Книга делится на две части. В первой публикуются мемуары Ирины Одоевцевой, а во второй — комментарии Олега Лекманова к ним. Текст сопровождается фотографиями, рисунками, копиями архивных документов, иллюстрирующими жизнь Ирины Одоевцевой и ее поэтического окружения в Петрограде 1910–1920‑х годов.

Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации