В издательстве «Малыш» вышла новая серия больших хрестоматий для чтения детям 3-7 лет, собранная в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного уровня образования. Это не просто коллекция детской литературной классики с  качественными иллюстрациями, но и методические подсказки для родителей, позволяющие обсудить с ребенком прочитанное, прожить общие эмоции, и даже попытаться заглянуть во внутренний мир маленького человека. 


Составитель хрестоматий —  Наталья Васюкова, кандидат педагогических наук,  доцент кафедры психологической антропологии Московского педагогического государственного университета. Кроме того, Наталья Евгеньевна является одним из авторов вариативной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», по которой уже более 15 лет успешно работают многие детские сады в разных уголках нашей страны.

Мы встретились с Натальей накануне нового учебного года и поговорили о новых книгах и тенденциях системы дошкольного образования в целом.

Редакция: Наталья Евгеньевна, расскажите, что нового появилось в системе дошкольного образования в последние 2-3 года?

Наталья Васюкова (Н.В.): Изменилось многое. Расскажу о наиболее важных преобразованиях. Не так давно был принят новый закон «Об образовании», в котором дошкольное образование признали отдельной ступенью общей образовательной системы. Во всеуслышание заявлено, что период 3-7 лет необычайно важен для развития ребенка, именно в это время закладываются базовые основы его дальнейшего развития. Да, это не обязательная ступень образования, родители по-прежнему могут выбирать, где и в какой форме обучать и воспитывать ребенка: дома, в каких-то кружках, центрах раннего развития или в детском саду. Вторая серьезная вещь — сформулирована новая цель образования.

Редакция: А раньше какая была цель? И почему появилась необходимость ее менять?

Н.В.:Раньше детский сад в первую очередь освобождал родителей для работы, а во вторую - готовил ребенка к обучению в школе, передавая ему определенный набор знаний, умений и навыков. В современной ситуации быстрого обновления образа жизни людей, лавины информации, появления цифровых технологий мы, педагоги, даже до конца   не осознаем, в каких условиях будет жить последующее поколение, к чему его готовить. Сейчас уже нельзя ограничиться передачей суммы знаний, их все равно не хватит человеку уже через 10-15 лет. Потому государство перед системой образования поставило совершенно новую цель — развивать личность ребенка, начиная с раннего детства, постепенно переводя процесс развития в саморазвитие человека.

Редакция: Каких результатов должен достичь дошкольник?

Н.В.: В образовательном стандарте результаты развития детей к концу дошкольного детства представлены в виде некоторого набора личностных качеств, необходимых ребенку для дальнейшего успешного обучения в школе, успешности в жизни. В первую очередь, это общая любознательность: стремление  узнавать новое, везде совать свой нос и быть неутомимым почемучкой. Это и познавательные способности: воспринимать информацию, сравнивать, анализировать, делать выводы, умение принимать задачу и планировать способ её достижения, это навык рефлексии — получилось  у меня или нет, и если не получилось, то почему. Еще одно ключевое качество — это умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми людьми: уметь  вступать в диалог,  формулировать свою точку зрения.

Есть еще одна очень важная вещь - активность и самостоятельность самого ребенка. Если раньше (да и сейчас еще) в садах и школах педагог очень много рассказывал, показывал, объяснял,  а функция ребенка была запомнить, повторить  и предъявить это учителю на следующем уроке, то сейчас стало понятно, что полученная информация – это еще не знания. Чтобы она стала истинным знанием, ребенок должен использовать её в своей жизни в разных ситуациях.

И еще одна важная способность личности – способность к творчеству. На это раньше обращали совсем немного внимания. А ведь без этого качества человек не способен созидать.

Все изменения в дошкольном образовании сегодня связаны именно с этими новыми положениями образовательного стандарта: как этого добиться, как перестроить образовательный процесс, переориентировать его на задачу личностного развития.


Большая хрестоматия для старшей группы детского сада. С методическими подсказками для родителей и педагогов     Большая хрестоматия для средней группы детского сада. С методическими подсказками для родителей и педагогов



Редакция: А как же родители? Опять в стороне? Их мнение учитывается?

Н.В.: Да, родители стали полноценными участниками образовательных отношений. Именно родители определяют, чему и как  учить ребенка, как воспитывать, и, по Закону об образовании, несут за это полную ответственность. И в школе, и в детском саду есть базовое содержание образования то, что ребенок получит в обязательном порядке, и есть формат выбора родителей — чему еще  они  хотели бы научить ребенка. Дошкольные учреждения сейчас очень сориентированы на совместную работу с родителями, на учет их пожеланий в плане дополнительного образования детей. Детский сад становится открытой системой.

Редакция: Наталья Евгеньевна, переходя к теме новых хрестоматий, хотелось бы узнать, как возник Ваш интерес к детской художественной литературе?

Н.В.: Художественная литература вообще универсальное средство развития ребенка. Это кладезь народной мудрости. Это ворота в мир социальных отношений, через которые ребенок постигает нравственные основы жизни, нормы отношений между людьми.  Это и первое прикосновение к красоте и богатству родного языка, ведь в обыденной жизни мы не часто используем поэтические сравнения, фразеологические обороты, метафоры, эпитеты. Это и одно из средств расширения представлений ребенка об окружающем мире – не все мы можем увидеть, но обо всем можем узнать, благодаря книгам. Это и первые литературоведческие представления детей: знакомство с именами лучших отечественных писателей, познание, чем сказка отличается от рассказа, а писатель от поэта, зачем стихотворению рифма и  пр.

Редакция: Какие базовые основы знакомства детей с художественной литературой Вы выработали за эти годы?

Н.В.: В первую очередь читаемые детям художественные произведения должны соответствовать возрасту ребенка, чтобы то, о чем рассказывает автор, как-то затрагивало, отзывалось в его душе, было близким.

Очень важно читать ребенку высокохудожественные произведения разных жанров, в первую очередь  отечественную литературу, погружая его в красоту и богатство  родного языка. Я очень благодарна издательству за возможность отобрать качественные произведения, да еще и с такими замечательными иллюстрациями. Большинство хрестоматий как раз грешат большим количеством текстов, а рисунки остаются в стороне. Воспитателю и родителю удобно — в одной книжке много  произведений, не надо иметь целую библиотеку.Однако дошкольник, будучи пока слушателем, а не читателем, большую часть информации воспринимает через рисунок. Для него опора на картинку необычайно важна, в связи с этим требования к картинкам тоже очень высокие. Очень немногие художники способны рисовать для малышей. Художники - люди творческие и полет фантазии может завести их довольно далеко, а дети любят конкретику. Недавно я читала своему трехлетнему внуку сказку «Петушок и бобовое зернышко»,  в которой упоминалась коса, которую кузнец должен был выковать для спасения петушка. Ребенок спрашивает: «А коса - это что?» Все рисунки просмотрели.  Много что есть, а косы-то и нет, показать нечего. Дети обычно  обращают внимание на мелочи. Мы с вами идем от общего к частному, а они наоборот, выхватывают какие-то мелкие части — кармашки на платье нарисованной куклы, в которых что-то лежит, дудочку в руках пастушка и т.д., и только потом из мелочей у них складывается некоторая целостность. Художники, к сожалению, не всегда это учитывают.

Важно не просто озвучить текст литературного произведения, а сделать это так выразительно, искренне, чтобы затронуть эмоции ребенка, развивая способность сопереживать героям, радоваться их победам.

Читая литературное произведение, мы прикасаемся к творчеству писателя или поэта. А что, если в этот момент попробовать пробудить креативность собственного ребенка? Для начала это будет творчество «по аналогии», очень похожее на авторское, но количество всегда переходит в качество.


Большая хрестоматия для младшей группы детского сада. С методическими подсказками для родителей и педагогов     Большая хрестоматия для подготовительной группы детского сада. С методическими подсказками для родителей и педагогов



Редакция: В Ваших  хрестоматиях после каждого произведения предлагаются вопросы и задания ребенку. Зачем? Разве родители не способны сформулировать их самостоятельно?

Н.В.: В опыте многих родителей, к сожалению, имеются представления о «традиционных» вопросах, которые нам самим задавали взрослые в детстве: про что это произведение?, кто его главный герой?, что с ним однажды случилось?, чем закончилась эта история?, - т.е. вопросы на воспроизведение сюжета. Мне же хотелось сориентировать родителей на беседу, позволяющую погрузиться в смысл произведения, понять характер героя, мотивы его поступков, их последствия.  Возможно, в жизни ребенка была похожая ситуация – как он поступил тогда? А если и не было такой ситуации, что бы он сделал на месте героя?  У такой беседы кроме образовательных целей по отношению к ребенку, есть еще одна важная функция: она позволяет взрослому хоть чуть-чуть заглянуть во внутренний мир ребенка, понять его. Разумеется, делать это надо тактично, вежливо и в подходящее время.

Кроме вопросов есть и задания детям: слепить героев из пластилина, разыграть фрагменты сюжета с помощью игрушек, показать, как зайчик скакал, как он испугался, проговорить соответствующим голосом сказочные повторы — «Сивка-Бурка, вещая каурка…». Почему так? Потому, что ребенок осваивает литературу через собственное проживание. Через активные действия, через собственное тело он легче постигает смысл.

Есть и творческие задания: придумать свои рифмы к слову, трансформировать сказку, введя у нее нового, неожиданного героя, сделать предположения – а что было бы, если бы…

Редакция: Наталья Евгеньевна, а как Вы относитесь к разнообразным методикам раннего развития? Нужно ли родителям предпринимать какие-то активные действия до поступления ребенка в детский сад, как Вы считаете?

Н.В.: Я разделяю мнение многих моих коллег психологов и педагогов, что ничего более раннего, чем предлагает детский сад, ребенку не нужно. Хотя сейчас очень модно учить ребенка 3-4 лет иностранному языку.  И, действительно, дети 3 лет необычайно восприимчивы к речи, которую они усваивают из общения, им иностранный язык дается легче, чем детям, которые начинают его учить в пятом классе школы сознательно и целенаправленно. Но если в семье не говорят на втором языке, не поддерживают это обучение дома, то результат будет минимальным, ребенок запомнит несколько слов, но вряд ли заговорит. Все эти карточки Домана, методики типа «Читать раньше, чем ходить» не имеют под собой никаких научных обоснований. Все должно произойти в свое время. Читать ребенок начнет тогда, когда у него появиться интерес к буквам. К этому моменту созревают определенные структуры мозга, позволяющие ребенку переводить символы, которыми являются буквы, в звуки, а их звуков складывать слова. Обычно это происходит в 5-7 лет. Если и удастся научить ребенка читать раньше этого возраста, то это будет, как правило, механическое чтение, при котором ребенок не понимает смысл прочитанного. Встает вопрос: зачем же сейчас тратить столько времени и сил, отрывать ребенка от игры, если в соответствующем возрасте при желании и радости ребенка это произойдет намного быстрее и качественнее?

Редакция: А что нужно учитывать родителям при поступлении ребенка в детский сад?

Н.В.: Нужно готовить ребенка к элементарной самостоятельности: самостоятельно есть, мыть руки, расстаться с памперсом, снимать и надевать свою одежду и обувь. Очень важно дать ему первый опыт общения со сверстниками в той же песочнице во дворе. Важно создать положительный настрой на детский сад. Часто можно слышать из уст родителя: «Вот пойдешь в детский сад, там тебя быстро заставят это делать!». Важно выбрать педагога, любящего и уважающего детей. Многие родители заранее собирают мнения других родителей о педагоге.  В первые дни посещения детского сада – важно побыть несколько дней рядом с ребенком, хвалить его, выражать уверенность в том, что в детском саду ребенка любят и ждут. Остальное сделают профессионалы, конечно, не без помощи родителей.

Редакция: Спасибо за ответы!