Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
«Муравьиный бог: реквием», или Трагический вариант романа «Небесный почтальон Федя Булкин»

«Муравьиный бог: реквием», или Трагический вариант романа «Небесный почтальон Федя Булкин»

28.06.2022

В свет выходит книга, которая, без сомнения, займет свое место в череде классических произведений о детстве. Полностью написанный ритмизованной прозой «Муравьиный бог» потрясает в первую очередь языком — особым многоголосьем, которое Саша Николаенко точно выбрала для пронзительного разговора о пропасти между старостью души и ее юностью, нелюбви под видом любви, власти сильного над слабым, а слабого — над слабейшим. Уже первые рецензенты ассоциируют роман с музыкой, с тайной, позволяющей назвать словами невыразимые вещи.

«Мальчик Федя живет с бабушкой, его родители умерли...» Такой фразой начинается описание предыдущего романа Саши Николаенко «Небесный почтальон Федя Булкин» 2019 года. Он говорил о взаимной поддержке, тепле, мудрости, юморе, возникающими между детством и старостью, о «новых бедных людях» среди жестокости бушующего, «богатого» мира. Нежная сказка, оставляющая свет и надежду.

Сказки кончились. На смену сказке пришла трагедия.

Мальчик — теперь его зовут Петя — живет с бабушкой, его родители умерли. В атмосфере их дома многие узнают отголоски собственного детства или периода токсичного сосуществования с тем, от кого мы зависим. Под видом любви на тебя ложится вина за любые проступки, в твоих победах всегда находят неудачу и недостаточность, твои радости ничтожны, твои потребности выдаются за крест и проблему. И весь взгляд на жизнь, культивирующийся в этой маленькой семье, есть призывание смерти.

Детство тратит свое солнечное будущее на борьбу с глухой старостью. Пете некуда убежать из этого сада-ада, с которым мы знакомимся в начале лета и с которым прощаемся осенью. Купаясь в воспоминаниях о любви родителей, об их легкости, Петя оживает только в общении с соседской девочкой Сашей: дружба их становится единственной отдушиной, «калиткой» в завтра. Тема возможности этого завтра на пороге первой любви позволяет автору романа описать лучшие моменты счастливого, летнего, солнечно-зеленого детства. Но когда и эта история заканчивается трагически, где остается выход? Если только в смерти?

Муравьиный бог: реквием

Николаенко Александра Вадимовна

Но Петя — бог. Да, он не властен над полусумасшедшей старухой, которая без конца бормочет о своем Боге и читает молитвы, отвешивая затрещины, тираня парализованного немого мужа, Петиного деда, ненавидя и завидуя всем дачным соседям, ухаживая за садом, потому что так надо. Но кое над кем Петя все же властен — над жуками, мухами и особенно муравьями. Над кем еще мы властны, если не над слабейшими? Из нелюбви растет только нелюбовь и война, и Петя устраивает муравейнику «последний день Помпеи», наслаждаясь гибелью беспомощного народца.

«Бог чиркнул спичкой. В тот же миг навстречу муравьиным ручейкам с горы помчались огненные реки. Змеились язычки, текли, переливаясь, вниз. Тяжеловесный земляной шатер, охваченный огнем, вздохнул, зашевелился. Свистя, как пуля чья-то, вырвалась из ада муравьиного душа, еще одна, еще один. Мурашки корчились, сворачиваясь в запятые, застывали, и языки глотали, то выплевывали их. Сквозь дым он видел страшный город, опаленный зноем. „До нас не доберется...“ Добралось».

Под темой детства и старости скрыт разговор о сильных и слабых мира сего. О лжи и самообмане, окутывающих благие цели, и об эгоизме жертвенности. Но все эти темы звучали бы иначе и не имели бы той метафорической тонкости, если бы автор не ткала для читателей удивительный образ сада, словно декорацию для самых разных человеческих безумств. То солнечный, дружелюбный, как большая детская площадка, то царственный, королевский, недоступный, то волнующий, вечерний, туманный, то опасный, ночной, темный, то мокрый, по колено в воде, как в слезах.

«Над полем, над деревней, сбившись в стаю, облака помчатся над землей, опять от дальних гор, из теплых стран вернутся птицы, разрежет небо криком воронье, грачи из пара оживающей земли выклевывают жизнь себе из жизней мошек, и воробей купается в асфальтовом пруду едва позолоченного зеленым золотом бульвара.

Я гимн весне, я гимн уйти счастливым, бессмертный гимн бессмертию всего».

1 комментарий
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Ирина
12:30 | 20.07.2022 г.
Новый долгожданный роман Саши Николаенко «Муравьиный бог: реквием» - слово о беззащитном детстве, о лете, воспоминаниях, о жизни. Саша Николаенко – писатель, художник, автор романов «Небесный почтальон Федя Булкин», «Убить Бобрыкина», сборника «Жили люди как всегда». Так писать, вернее так звучать, может только Саша Николенко! Ты не просто читаешь роман, ты читаешь стихотворение, поэму длинною в одно лето, одного мальчика Пети, который живёт с бабкой Верой (назвать её «бабушкой» язык не поворачивается) и с «Покойником»(так все его называют) -дедом. И это лето вовсе не такое детское, как у Феди Булкина (другого героя Сашиных книг), а мрачное, тяжелое, со свинцовыми тучами. «Безмолвия осеннего простор, седая дряхлость половиц и лет, старухи голос за спиной и золото опавшее шаров. Я больше не могу. Пусти меня. Мне очень больно.» Но Петруша-ребенок, поэтому он старается видеть (еще видит!) свет, где его уже не видит его бабка, где его не видно и нам, взрослым. И лето наполнено дачными запахами, подругой Сашей, котом, собаками, речкой и зноем. «Устав от ничего, от никого, под шум дождя унылый, лежишь в сырой скрипучей темноте, и вдруг неистребимой памяти спасительная сила простит тебя, возьмёт назад всё то, что сделала с тобой.» А еще я очень люблю, как сама Саша видит этот мир, природу, небо, деревья: «По воздуху клубничного варенья плывут к огням веранд рогатые жуки, оса в янтарном мёде вязнет, смерть сладка, над бархатным ковром демисезонных примул, в какие Пётр-апостол уронил от Царствия Небесного ключи, гудят устало пчёлы. Вечерний звон посуд, вечерний разговор, вечерний свет» Или: «Напившийся дождём просторный мир, как в шутку запертый кривым забором, искрился и сверкал, дышал согретый, пел, трещал, стучал, скрипел, чирикал, был. Гудящее, летящее, поющее, ползущее воинственное царство спешило жить. У парника на синем коврике из незабудок таял снег, с куриное яйцо сияли бриллианты градин. Она шепнула: — Осподи мой боже… нет невозможного тебе…» Да что уж говорить, книгу можно разбить на цитаты и цитировать везде, открыв на любой страничке, в любой период жизни и там найти то, что нужно именно сейчас. Автор делится с нами своими чувствами, душой, сердцем. «Над полем, над деревней, сбившись в стаю, облака помчатся над землей, опять от дальних гор, из теплых стран вернутся птицы, разрежет небо криком воронье, грачи из пара оживающей земли выклевывают жизнь себе из жизней мошек, и воробей купается в асфальтовом пруду едва позолоченного зеленым золотом бульвара. Я гимн весне, я гимн уйти счастливым, бессмертный гимн бессмертию всего». Такие книги обязательны к прочтению!
Возможно будет интересно
Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации