В новом выпуске мы прогулялись с писателем и историком Леонидом Юзефовичем — лауреатом «Большой книги» и «Национального бестселлера», автором цикла о сыщике Иване Путилине, документального романа о бароне Унгерне, «Зимней дороги», «Казарозы» и других книг. Он рассказал о районе Петербурга, в котором живет большую часть года: бывшем Доме писателей на Шпалерной, особняке Кушелева-Безбородко на Гагаринской и доме Бориса Лавренева на набережной Кутузова. А также о виде на здание ФСБ, детском разочаровании в Невском проспекте и вкусных обедах в кафе «Верещагин».
Как правило, любимые места и вообще все хорошее достаются нам случайно. Уже потом мы обживаем это нечаянное приобретение, сживаемся с ним. Даже спутник или спутница жизни редко становится результатом нашего сознательного выбора, обычно это происходит как-то само собой. На Шпалерной я оказался одиннадцать лет назад, ничего про нее не знал, но постепенно она стала моей. Это наш общий путь — мы присваиваем, осваиваем и утепляем своей любовью ту часть мира, которая нам досталась по воле случая.
Я много хожу пешком по Петербургу, но мое личное городское пространство относительно невелико. Оно располагается между улицей Пестеля и Литейным мостом. Первая стадия приближения к дому — когда из центра дохожу до Пестеля. А когда дохожу до Шпалерной — все, я уже дома.
Это особняк графа Александра Дмитриевича Шереметева. До начала 1990-х здесь находился ленинградский Дом писателя. Меня приняли в Союз писателей еще при СССР, но здесь я ни разу не бывал — в Ленинград приезжал редко. Зато этот дом присутствует в важном для меня романе «Член общества, или Голодное время» прекрасного петербургского писателя и моего друга Сергея Носова. Книга вышла в 2000-м, а действие романа происходит в 1991-м. Это, может быть, лучший роман о том времени.
Его сюжет разворачивается вокруг Дома писателя, где располагается штаб-квартира некоего общества библиофилов. Оно улавливает в свои сети главного героя романа, счастливого обладателя полного собрания сочинений Достоевского. В результате все кончается плохо: общество библиофилов оказывается обществом антропофагов, которые заманивают и пожирают наивных любителей книг. Для меня эти библиофилы-каннибалы — метафора советской перестроечной интеллигенции. Впрочем, символ настолько емкий, что одним этим толкованием не исчерпывается.
Шпалерная от Гагаринской до Литейного — один из самых опасных в геологическом плане участков Петербурга. Тут есть пустоты в почве, следы таинственной игры грунтовых вод. В романе Носова один такой провал располагается прямо под Домом писателя. Инфернальные библиофилы превратили его в трапезную и поедают там тела своих простодушных жертв.
Писатели приняли активное участие в горбачевской перестройке, а в итоге лишились своего дома. В начале1990-х он сгорел и несколько лет простоял в руинах. Носов рассказывал мне, как однажды вместе с поэтом Геннадием Григорьевым упросили сторожа пропустить их сюда ночью. Они бродили по пустым обгорелым залам, сквозь разрушенную крышу светилось ночное небо. В Доме писателя была громадная библиотека, ее собирали десятилетиями, но где она теперь, неизвестно. Никто не знает, куда делись и два старинных бильярда, на которых играли Зощенко, Маяковский, другие советские классики. Стоявший при входе бюст Маяковского тоже пропал бесследно.
У графа Шереметева, которому этот дом принадлежал до революции, было оригинальное хобби: он наряжался пожарным, ездил с ними на учения, жертвовал деньги на пожарные отделы в Петербурге. Есть тут странная рифма: человек всю жизнь боролся с пожарами, а его дом сгорел. Что это — ирония истории, насмешка над нашими иллюзиями? Не знаю.
Потом особняк восстановили, но кто им владеет и что в нем сейчас происходит, я сказать не могу. Носов — тоже. Здание содержится в идеальном порядке, хотя в нем явно никто не живет, по вечерам окна темны и безжизненны. Никакой вывески у входа нет. Его нынешнее назначение для меня загадка.
Вообще, со Шпалерной связаны не самые веселые страницы нашей литературы. В 1930-х на ней (№ 25, рядом с «Большим домом») находилась следственная тюрьма НКВД, и по Литейному, набережной Робеспьера, самой Шпалерной (в те годы — Воинова) к этой тюрьме тянулись многочасовые молчаливые очереди — в основном из женщин. Среди них были Анна Ахматова и Лидия Чуковская. Первая хотела узнать о судьбе арестованного сына, вторая — мужа. Свои тогдашние мытарства Лидия Корнеевна описала в повести «Софья Петровна» — из нее я знаю, что эти скорбные очереди проходили и возле моего дома.
Мы прошли от особняка Шереметева по Кутузовской набережной, мимо дома, где жил писатель Борис Лавренев. На нем есть мемориальная доска — правда, ее давно не чистили. Лавренев почти забыт, но в моей юности это был очень важный писатель.
Мой многолетний интерес к истории Гражданской войны начался именно с Лавренева. В юности меня потряс снятый по его повести «Сорок первый» фильм Григория Чухрая. Правда, в повести все жестче. В фильме Марютка убивает своего возлюбленного, поручика Говоруху-Отрока, выстрелом в спину, а у Лавренева — забыть это невозможно! — на морском берегу стреляет ему в затылок. Он падает лицом вниз, в воду. Она в ужасе от того, что сделала, подбегает к нему и видит его выбитый пулей синий-синий глаз, на нитке нерва плавающий в воде.
Лавренев закончил жизнь как официозный советский писатель: обличал врагов социализма, разоблачал американский империализм. Однако после революции успел послужить не только в Красной армии, но и в Белой — у генерала Корнилова. Он чувствовал правду обеих сторон в Гражданской войне, и отзвук этого понимания слышен в его ранней прозе.
Возле дома Лавренева я всегда вспоминаю, что многим ему обязан. Хорошо бы почистить его мемориальную доску.
На Литейный я ходить не люблю — там слишком шумно, слишком большое движение. Обычно, когда выхожу из дома и направляюсь в центр, иду по Шпалерной к Гагаринской. И упираюсь в фасад дворца, который иногда называют «малым Мраморным». В нем разместился Европейский университет, но меня больше волнует история прежних его владельцев. Самый замечательный из них — великий князь Николай Константинович, внук Николая I и племянник Александра II. Он был непохож на остальных Романовых. Первым из императорской семьи окончил высшее учебное заведение, стал профессиональным военным, отличился при завоевании Средней Азии. У него была любовница — американская танцовщица Фанни Лир. Чтобы раздобыть денег ей на подарки, Николай Константинович вынул несколько бриллиантов из оклада фамильной иконы, а его адъютант отнес их в ломбард. Дело вскрылось, разразился страшный скандал. Николая Константиновича объявили душевнобольным и выслали в Ташкент, но он там не растерялся и занялся бизнесом: основывал фабрики, строил железные дороги, прокладывал оросительные каналы в Голодной степи. Стал буквально миллиардером. Жалкие двести тысяч рублей, которые он ежегодно получал из Петербурга на расходы, не шли ни в какое сравнение с его капиталами. Ему повезло умереть своей смертью в начале 1918-го, а его внучка Наталья еще до революции страстно увлекалась ездой на мотоцикле. Она осталась в СССР, жила в Москве под фамилией Андросова, участвовала в соревнованиях по мотоциклетному спорту, выступала в аттракционе «Гонки по вертикали» в парке имени Горького. Между прочим, эта праправнучка Николая I была не чужда литературе. Сама ничего не сочиняла, зато дружила с Евтушенко, Вознесенским, Нагибиным, Галичем. Есть что-то фантастическое и волнующее в истории великой княжны, ставшей советской мотогонщицей. Не думаю, что я когда-нибудь о ней узнал, если бы не жил на Шпалерной.
В Европейском университете я был лишь однажды — на научной конференции по проблемам биографического жанра. Прослушал, в частности, доклад о том, что правильнее начинать биографию человека не с рождения, а с зачатия, как принято в буддийских странах. Тут же мне вспомнилась одна реальная история, которую я описал в романе «Журавли и карлики». У меня есть друг, мама у него русская, а папа — монгол, монгольский генерал. Но в детстве этот генерал был послушником в буддийском монастыре. Когда он вышел на пенсию, мой друг перевез его из Монголии в Москву и усадил писать мемуары. Как-то встречаемся, я спрашиваю: «Саша, как твой отец? Пишет мемуары?» Он говорит: «Пишет». Через год опять встречаемся: «Ну как, пишет?» — «Пишет». — «До какого времени дошел?» И тут Саша отвечает со смущенной улыбкой: «Заканчивает внутриутробный период».
Впервые я увидел Ленинград, когда мне было 12 лет. Здесь жила мамина двоюродная сестра. Мама попросила ее принять меня и показать город. На каникулах меня посадили на поезд в Перми — тогда для детей никаких документов не требовалось, надо было просто поговорить с проводницей — и через двое с половиной суток тетя Люся встретила меня на Московском вокзале. Дней пять я прожил у нее на Кирочной, тогда — Салтыкова-Щедрина. Она сводила меня в Эрмитаж и Русский музей, погуляла со мной по Невскому.
Моя бабушка перед революцией год или два проучилась на каких-то курсах в Петрограде, и когда я уезжал, она мне сказала: «Ты увидишь Невский проспект — это такая широкая улица, что в мое время люди брали извозчика, чтобы переехать с одной ее стороны на другую». Было это метафорой или шуткой, не знаю, но в результате Невский меня разочаровал. Я ожидал совершенно иных масштабов. То же и с Невой. Я думал увидеть исполинскую реку вроде Амазонки, а увидел, по моим понятиям, достаточно обыкновенную. Впрочем, по дороге в Ленинград мои ожидания обманула еще и Волга. Я вырос на Каме, а Кама по размаху не уступает ни Волге в районе Нижнего Новгорода, где мы ее переезжали, ни Неве.
Недалеко от меня, на углу Шпалерной и Литейного, расположен «Большой дом» — управление ФСБ. Из моего окна виден край этого здания. Когда я здесь поселился, сосед сказал, что это самый высокий дом в Петербурге. Я не понял. Вот вы знаете, почему он самый высокий? Потому что «из его подвалов Магадан виден». Шутка сталинских времен.
Еще о политике: на Шпалерной находится молодежное отделение партии «Яблоко». Я часто прохожу мимо и раньше видел, как за окном юные активисты пили чай с баранками. Сейчас что-то не пьют. На вид уютно у них там — правда, обшарпанно.
Шпалерная, 1 — «Ретрокафе Верещагин». Это не тот Верещагин, который художник-баталист, а обаятельный отставной таможенник из фильма «Белое солнце пустыни». Внутри все как у него дома: цветные подушки, рушники и сабли на стенах. Это потому что рядом таможня — сотрудники ходят туда обедать. Я тоже там обедаю, когда живу один. Вкусно и недорого.
Года три-четыре назад на меня вышли члены инициативной группы, занимающейся историей дома на Кирочной, 24 (дом Бака. — Прим. ред.). В этом же доме жила когда-то родная сестра моего деда, известная в предреволюционные годы певица и танцовщица Бэла Георгиевна Казароза-Шеншева. Она прототип главной героини моего романа «Казароза». Кстати, этот роман только что переиздан в АСТ, в редакции Елены Шубиной. Лет десять назад по нему был снят телевизионный фильм, роль Казарозы исполняет Оксана Фандера.
Настоящая Казароза танцевала на столах в «Бродячей собаке», пела песенки на стихи Михаила Кузмина, играла в «Доме интермедий» у Мейерхольда. У Блока есть посвященные ей стихи. И у Тэффи: «Быть может, родина ее на островах Таити / Быть может, ей всегда всего пятнадцать лет…» В Русском музее хранится портрет Казарозы, написанный одним из ее мужей, известным художником Александром Яковлевым.
Последним ее мужем был театральный деятель Николай Волков. В конце 1920-х он ушел от нее к Ольге Леонардовне Книппер-Чеховой, вдове Антона Павловича. Как шутит моя дочь, мы с Чеховым в свойстве: третий муж моей двоюродной прабабушки был женат на его вдове. Когда Волков бросил Казарозу, она покончила собой — вскрыла себе вены. К тому времени у нее пропал голос, еще раньше умер ее маленький сын от Яковлева. Ей было всего 38 лет, но жить стало не для кого и незачем.
В Москве никакого единого мнения у ее жителей быть не может, потому что это гигантский мегаполис, там всё разное, все разные. Москвич — понятие условное, а петербуржец — реальное. Соответственно, его мнение — не абстракция, не фикция. Меня это радует, но на градозащитные и прочие митинги я все-таки не хожу. У меня низкий градус общественного темперамента. К тому же в последние годы жизнь невероятно усложнилась — человеку трудно стало сформировать свою позицию по тем вопросам, которые не входят в его профессиональную компетенцию. В советское время с этим было проще. Сейчас, чтобы выработать собственное мнение, нужно предельно упростить проблему, отсечь очень большой пласт реальности. Не все на это способны.
Пушкин Александр Сергеевич
Володина Ася
Мидлтон Хельга
Коста Габриэль
Пушкин Александр Сергеевич
Кеннеди Эль
Лури Джесс
Багаутдинов Рустам Равильевич
Рил Терренс
Шрофф Парини
Князев Андрей Сергеевич
Чароит Алан
Горбатовский Владимир Васильевич
Пономаренко Виктор Викторович
Абэ Тисато
Достоевский Федор Михайлович
Сойта Марина Алексеевна
Рид Рина
Смелтцер Микалея
Дмитриева Валентина Геннадьевна
Рихтер Александрия
Икки
Рэйн Сола
Усачева Елена Александровна
Ершова Евгения Сергеевна
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.