В издательстве «АСТ» вышла необычная книга интервью «Детский лепет. Что нам рассказали дети знаменитых родителей». Маша Михалкова, Ваня Трофимов, Мика и Аня Данелия, Маруся Бордовских, Мартин Авербух, Марианна Газманова, Арсений и Афанасий Кортневы, Ариадна Волочкова, Дина Немцова и еще четыре десятка детей будут удивлять, умилять, ставить в тупик, и, возможно, заставят читателя посмотреть свежим взглядом на собственных детей. Автор книги – журналистка Лариса Максимова – рассказала нам о том, как рождалась эта книга и как она изменила ее жизнь.

- Лариса, какова предыстория появления этой книги?
- Несколько лет назад, создавая журнал Story, его главный редактор Володя Чернов, которого, к сожалению, уже нет в живых, предложил мне вести рубрику "Детский лепет". То есть, брать интервью у детей известных родителей. На тот момент эта идея никакого восторга у меня не вызвала. Я сразу представила себе, как буду встречаться с  избалованными детьми, как они будут говорить подсказанные нянечками глупости, а я  -  задорно излагать эти глупости в журнале. Однако, побеседовав пару раз с юными созданиями, я поняла, что если с детьми говорить серьезно и задавать им вопросы, которые их действительно интересуют, то получается и замечательное общение, и хороший результат.   Для этого надо просто предположить, что дети - это те же взрослые, только маленькие. Многие родители считают, что дети – это как бы «недочеловеки», с ним не стоит вести разговоры на серьезные темы, пока они не вырастут. Я  же решила нарушить это правило и говорить с детьми абсолютно серьезно обо всем - любви, Боге, предназначении человека. И они стали мне серьезно отвечать. И  оказалось, что в этих ответах гораздо больше глубины и гораздо больше открытий, чем в ответах взрослых, потому что дети говорят абсолютно искренне. Они не пытаются манипулировать собеседником или произвести впечатление, они говорят то, что думают на самом деле. Иногда это смешные вещи, иногда печальные. Они же ведь, как и взрослые, живут здесь и сейчас, их волнуют те же проблемы. 
Со временем рубрика выросла в книгу. А одна из моих собеседниц, дочка Любови Толкалиной и Егора Кончаловского, Маша Михалкова потратила целые каникулы, чтобы эту книгу оформить. 

Book_Maksimova.png
- Надо сказать, что рисунки в книге очень талантливые и концептуальные. Можно подумать, что их рисовал взрослый художник-примитивист. Сколько лет было Маше, когда она их создавала?
- Если не ошибаюсь, Маше было лет 10. Она очень ответственно подошла к этому делу. Она не просто нарисовала все эти рисунки, а сначала внимательно прочла и проанализировала каждое интервью. Всякий раз Маша звонила мне, чтобы рассказать, как она поняла тот или иной разговор, какая мысль на ее взгляд является там главной. И уже после этого у нее рождался образ, который от этой главной мысли отталкивался.

- С какими сложностями вам пришлось столкнуться в ходе работы? Все-таки, ребенок и диктофон профессионального журналиста – сочетание довольно опасное, если не сказать, угрожающее для частной семейной жизни знаменитостей.
- Безусловно, лучший способ понять, как устроена семья изнутри – поговорить с ребенком . Но  я старалась не злоупотреблять  искренностью и доверием детей.  Интервью с ними намеренно лишены сплетен. Конечно, иногда дети рассказывали что-то такое, что не предназначалось для посторонних ушей. Такие сведения в печатных материалах не были использованы. Все-таки, в этом проекте нам хотелось подняться выше разговоров о том, кто с кем ссорится, какая в семье машина, мебель и так далее. А главное – я не хотела подвести ребенка, которому «влетит» за то, что сболтнул лишнее, да и вообще я старалась, чтобы эти встречи приносили и детям, и родителям радость, а не проблемы. Так всегда и случалось. 

- Все ли родители давали согласие на интервью с их детьми? 
- Некоторые родители сразу отказались от участия в проекте. Кто-то по религиозным соображениям, кто-то из соображений безопасности - не хотели, чтобы фотографии появлялись в журнале. Другие просто не хотели, чтобы дети прикасались к публичной жизни и понимали, что к ним есть какое-то повышенное внимание.

- Были ли такие интервью, которые родители не пустили в печать?
- Нет.  Не  было ни разу ситуации, когда кто-то обиделся. Наоборот, часто родители говорили о том, что они и половину того, что прочли в интервью, прежде не знали о своих детях. Что они теперь по-другому на них смотрят. Что они открыли новые черты характера в своем ребенке, узнали, о чем они на самом деле думают и чего они на самом деле хотят. Например, знаменитый актер  Андрей Мерзликин.  Сейчас его сын Федя, наверное, уже подрос. А когда-то для Андрея наше интервью с Федей стало открытием собственного сына. В  новую книгу вошло интервью с его дочкой Аней. На момент выхода первой части она еще не разговаривала. Сейчас у Андрея появился третий ребенок. Когда-нибудь поговорим и с ним!

- А сами дети легко шли на контакт с вами?
- Не всегда. Например, к дочери балерины Волочковой я ехала накануне каких-то праздников, были ужасные пробки, они жили за городом, я потратила несколько часов на то, чтобы туда добраться, вошла в дом абсолютно убитая. Ариадна стояла ко мне спиной, а рядом в растерянности стояла нянечка, которая говорила, что девочка категорически отказывается с кем-то разговаривать, хотя они ее подготовили, она была в курсе и даже радовалась тому, что придет журналистка. Я не нашла ничего лучше, как попросить няню выйти из комнаты, села на ковер и сказала, что я никуда отсюда не уйду, что я очень устала, и было бы лучше вместо того, чтобы капризничать, предложить мне чай.  Ариша была поражена. Оказывается, тетя  пришла просто чаю попить…  Я сказала - да, конечно, я пришла попить чаю, и заодно поговорить с тобой.  Ну, это совсем другое дело, - обрадовалась Ариша . С чаем поговорить - это можно. Так получилось это интервью.
Иногда приходилось делать интервью на бегу. То есть, ребенок бежит, играя с мечом, а я бегу рядом с диктофоном и что-то узнаю. В ходе этой беготни сыплются детские перлы.
Однажды я была в гостях у музыканта Сергея Трофимова (Трофима), мы разговаривали с его сыном Ваней. Когда мы закончили беседовать, мне позвонила его мама и спросила – а вы что, психолог? я говорю, нет, почему вы так решили?  Дело в том, что наш мальчик никогда ни с кем не разговаривал, вы первая нашли к нему поход, и благодаря вам, мы хотя бы узнали о том, что его волнует. В другой раз я беседовала с одной девочкой, и действительно поняла, что у нее очень серьезные психологические проблемы. Разговор тогда зашел о том, чего она боится, и когда она рассказала мне, чего именно, пришлось звонить ее маме и рекомендовать обратиться к психологу. Поскольку я сама мама, я бы очень насторожилась, если бы мой ребенок боялся именно этого.
Обстоятельства разговоров были разными, но я могу сказать, что теперь все эти дети – мои друзья и соавторы, за что я им очень благодарна. Друзьями мы стали и со многими их родителями.

AST_Maksimova_04.jpg

- Книга «Детский лепет» выходит уже во второй редакции. Чем это издание будет отличаться от первого?
-  В нем будут новые герои и новые рисунки. Их прибавилось почти вдвое. Поскольку после выхода первой книги рубрика в журнале продолжалась, то во второе издание вошли беседы с внучкой Сергея Шакурова, детьми режиссера Дмитрия Астрахана, внуком Арины Шараповой, дочкой Валерии Гай Германики - с ней тоже была целая история, в книге она подробно описана, и еще несколькими детьми. К проекту подключилось издательство «Аргументы недели», и часть интервью было опубликовано в их еженедельнике. Генеральный директор издательства, Олег Желтов, поддерживал «Детский лепет» долгие годы, сейчас «АН» - медиа партнер нового издания.

- «Детский лепет» - долгоиграющий проект, дело не одного года. Какой след он оставил в вашей жизни?
- Я другими глазами посмотрела на своего собственного ребенка, многие трудности в общении с ним удалось преодолеть. Мне стали интересны чужие дети, их внутренний мир. Я вдруг поняла, что знаю, как сделать их жизнь творческой и интересной. Так появилась детская театральная студия «Школа игрового театра под руководством Ларисы Максимовой!». Школа создана при московском государственном театре «Школа современной пьесы» .  Замечательная команда педагогов занимается с детьми актерским мастерством, сценической речью, пластикой, вокалом, хореографией. Мы не делаем из детей актеров, не готовим их к профессиональной сцене. Через игру, театр происходит духовное развитие ребенка, его творческий рост.  Мы делаем этюды, ставим спектакли, участвуем в конкурсах и фестивалях. В Польше получили гран при за спектакль «Дядя Степа», побывали в Париже, скоро едем в Минск, затем в Италию… Самым нашим маленьким ученикам семь лет, старшая же группа – подростки. Моя жизнь стала  очень интересной и насыщенной. А ведь все это мне дал «Детский лепет». Он изменил мою жизнь.