Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Красивая проза XXI столетия

Красивая проза XXI столетия

04.02.2020

Слово «проза» давно стало синонимом чего-то будничного и безыскусного. Мы с этим в корне не согласны и представляем вам подборку книг современных русскоязычных авторов, прочитав которые, вы убедитесь сами: проза может быть незаурядной и вызывать у читателя разные, но неизменно яркие эмоции. 

Алексей Иванов, Евгений Водолазкин, Гузель Яхина, Дмитрий Быков, Леонид Юзефович, Георгий Служитель создали произведения, которые были изданы многотысячными тиражами, переводились на десятки языков, экранизировались и становились лауреатами престижных литературных премий. Несомненно, эти авторы обогатили русскую классику.

Алексей Иванов, «Географ глобус пропил»

Даже если вы не читали этот роман, наверняка слышали о его экранизации с Константином Хабенским в главной роли. И, хотя сам Иванов считает, что дух романа на экране был передан верно, рекомендуем ознакомиться с первоисточником, поскольку он существенно дополнит впечатления от просмотра фильма.

Действие романа происходит в 90-х годах в Перми. Главный герой — 28-летний Виктор Служкин — устраивается в школу учителем географии. С педагогикой у него не складывается. Отношения с учениками неуставные — либо приятельские, либо сопернические. А с дочкой завуча — девятиклассницей Машей — и вовсе романтические. 

Вне работы тоже не все гладко. Жена Надя живет с ним только ради дочки Таты и собирается уйти к его другу детства Будкину. Отношения со школьными знакомыми с годами становятся все более запутанными. А несоответствие его нравственных установок духу времени мешают выйти из ловушки бедности. И только необходимость выполнить обещание — отправиться с девятиклассниками в опасный сплав на катамаране — способна в итоге многому научить главного героя. 

Иванов показывает нам, что истинная красота — категория не эстетическая и ее можно найти в каждом человеке, раскрыв его внутренние запасы стойкости и смирения.

Географ глобус пропил

Иванов Алексей Викторович

Евгений Водолазкин, «Лавр»

Можно с уверенностью сказать о том, что неисторический роман доктора филологических наук, специалиста по древнерусской литературе Евгения Водолазкина уже вошел в историю мировой прозы. Он получил множество наград не только в России, но и за рубежом. Стал «Книгой года — 2019» в Словакии, попал во всемирный топ-10 лучших книг о Боге по мнению газеты «Гардиан» и был переведен более чем на 30 языков.

События романа происходят в средневековой Руси. Арсений — травник, специалист по лечению болезней. Он тайно встречается с Устиной, которая ждет от него ребенка. Но оставляет девушку без помощи, и та умирает при родах вместе с младенцем. 

Сокрушаясь, что возлюбленная умерла без причастия, Арсений решает искупить грех своей жизнью. С этого момента она превращается в житие, на протяжении которого он становится то странствующим лекарем, выхаживающим больных и раненых, то принявшим имя умершей возлюбленной юродивым, то паломником, добравшимся до Иерусалима и вернувшимся обратно, то монахом-схимником. 

Особенность книги — легкая для восприятия смесь древнерусского языка с современным канцеляритом — позволяет автору не скатываться в набившую оскомину лубочность исторических романов. Благодаря этому читатель беспрепятственно пройдет весь путь вместе с главным героем и ответит на вопрос о том, в чем заключается красота и сила русской души.

Лавр

Водолазкин Евгений Германович

Евгений Водолазкин, «Авиатор»

«Авиатор» — подтверждение того, что Евгений Водолазкин не только серьезный ученый, прекрасно разбирающийся в древнерусской литературе, но и очень талантливый писатель. 

1999 год. Бывший заключенный печально известного штрафного изолятора на Секирной горе Иннокентий Платонов приходит в себя на больничной койке. Более полувека назад он стал участником опасного эксперимента по заморозке, благодаря которому сумел пережить и своих тюремщиков, и породившую их страну.

Платонов практически ничего не помнит о прошлом, поэтому врач Гейгер советует ему вести дневник. Постепенно обрывочные образы — детство на даче, гимназия, любовь к авиации — обрастают подробностями, цветами, запахами, превращаясь из разрозненных осколков в цельное жизнеописание, в котором отражаются события всего столетия, бесчеловечного, по мнению нашего современника Гейгера, и бесконечно справедливого, воздающего каждому по грехам его, по мнению лагерного узника Платонова. 

По аналогии с неисторическим «Лавром» «Авиатор» можно назвать романом нефантастическим. Автор через кажущуюся нереалистичность личной истории ровесника века Платонова демонстрирует читателям пугающую правду нашей общей истории — нашего прошлого, из которого произрастает наше будущее.

Авиатор

Водолазкин Евгений Германович

Григорий Служитель, «Дни Савелия»

Люди, создающие красоту, способны увидеть ее и в других. Именно так и произошло с молодым актером и музыкантом Григорием Служителем, чей дебютный роман «Дни Савелия» высоко оценил Евгений Водолазкин и написал к нему предисловие.

Роман рассказывает о бездомном коте Савелии, который, несмотря на незавидный социальный статус, удивительно не похож на типичную дворнягу. Родился на Таганке, понимает французский и латынь, общается с читателем на литературном, хотя и несколько старомодном, языке. Савелий совмещает в себе кошачье восприятие мира, благодаря которому он, например, так чутко подмечает характер людей по прикосновениям их рук, со вполне человеческими чувствами, которые близки каждому читателю. 

Савелий, как и мы все, влюбляется, расстается, возвращается и убеждается, что в ту же реку не войти дважды. Через героя автор убедительно показывает: мир, наполненный любовью и нежностью, трагически хрупок.

Обычно авторы, делая главными героями произведений зверей, либо наделяют их чисто человеческими чертами, либо призывают читателей пофантазировать вместе с ними, как может выглядеть мир глазами животных. Служитель нашел третий путь. Он с тщательностью коренного москвича выстроил декорации – «Дни Савелия» можно использовать как своеобразный путеводитель по Москве. Как подобает музыканту, подобрал саундтрек ‒ концерт Вивальди. Как опытный актер, перевоплотился в кота – и хочется закричать: «Верю!» И как молодой, но одаренный писатель он совершил финальное превращение – театральной постановки в красивую современную прозу. Занимайте ваши места, не дожидаясь третьего звонка.

Дни Савелия

Служитель Григорий Михайлович

Леонид Юзефович, «Маяк на Хийумаа»

Иногда за красотой слов стоит красота жизни. Именно ей — реальностью, отделенной от нас временем, ‒ вдохновлялся историк и писатель Леонид Юзефович, работая над книгой «Маяк на Хийумаа».

Это сборник рассказов, разделенный автором на две смысловые части. Первая — «Тени и люди» — состоит из историй, которые сам Юзефович называет былью. Их героями становится персонажи его книг, их потомки и сам писатель. Он извлекает из пучин истории безликие тени свидетелей давно прошедших событий, и в его руках они обретают имя, голос и биографию, а вместе с тем ‒ смысл прожитых ими жизней, получивших зачастую причудливое продолжение в сегодняшнем мире. 

Через судьбы героев автор показывает условность времени — ничто не пропадает без следа, каждый низкий поступок человека будет терзать совесть его потомков. Правду жизни Юзефович передает чрезвычайно убедительно — без морализма и поучений, основываясь на прочном фундаменте исторических фактов. 

Во вторую часть сборника — «Рассказы разных лет» — вошли приключения героев различных эпох: от сражающегося за свободу Греции отставного офицера армии Наполеона в 1823 году до изучающего российскую историю американского слависта в Москве времен перестройки. Автор рассказывает так, что читатель осознает всю условность времени — ведь за событиями далекого прошлого отчетливо проступает сегодняшний мир. 

В некоторых историях, вошедших в «Маяк на Хийумаа», продолжаются сюжетные линии предыдущих книг автора. Сборник можно читать как самостоятельное произведение. Однако мы рекомендуем также ознакомиться с романами Юзефовича «Самодержец пустыни» и «Зимняя дорога».

Дмитрий Быков, «Июнь»

По признанию самого Дмитрия Львовича, «Июнь» ‒ книга, работа над которой шла особенно тяжело. Но эти усилия окупились ‒ критики практически единодушно признали роман лучшим произведением автора, и он получил за него третью премию «Большая книга».

Роман состоит из трех относительно независимых друг от друга частей. Герой первой– двадцатилетний поэт Миша Гвирцман, выгнанный из института по доносу одногруппницы о выдуманном ей домогательстве. В результате Миша устраивается санитаром в больницу, заводит множество сомнительных знакомств и разрывается между двумя девушками ‒ возвышенно-неземной Лией и подставившей его сокурсницей Валей. 

Вторая часть ‒ драматичная исповедь-самооправдание тридцатисемилетнего журналиста-сексота Бориса Гордона. Из-за своей национальности он боится союза СССР с гитлеровской Германией, боится собственной веры в вину репрессированных и разрывается между тягостными отношениями с опостылевшей женой и романом с трогательно-наивной вернувшейся на родину эмигранткой Алей, за жизнь которой он тоже небезосновательно боится.

В третьей части рассказывается о литераторе Игнатии Крастышевском. Он составляет для руководства страны отчеты об экспорте советского искусства и верит, что может внушать читателям свои мысли. Игнатия пугает возможность войны, и он посылает высокопоставленным чиновникам через свои тексты закодированные послания о необходимости заключения мира с фашистами. Но когда Крастышевский понимает, что вызванный им мир фактически привел к гибели его родную Польшу, он раскаивается и через свои шифры призывает начать войну – единственный способ искупить свою вину.

Части романа объединены временем ‒ их действие происходит в преддверии Великой Отечественной войны и заканчивается в день ее начала 22 июня 1941 года. Все герои ощущают надвигающуюся катастрофу, чувствуют вину за свой незримый вклад в нее и страшатся возмездия, которое настигнет всех людей за их персональные грехи.

Быков обогатил свой роман насыщенным «вторым слоем повествования»: системой шифров и аллюзий, разгадывать которые не менее интересно, чем следить за судьбами главных героев ‒ простых людей, живших в непростое время. «Июнь» - не только красивая проза, но и красивая загадка, разбираться в которой – одно удовольствие.

Июнь

Быков Дмитрий Львович

Гузель Яхина, «Зулейха открывает глаза»

Разговор о самых красивых произведениях XXI столетия был бы неполным без упоминания женской прозы. Ведь именно женщина может найти, сохранить и пронести красоту через самые суровые испытания.

Именно об этом роман татарской писательницы Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», ставший самым громким дебютом в современной русскоязычной литературе ‒ он был удостоен премий «Большая книга», «Ясная поляна», «Книга года» и «Премия Читателя», а также был переведен более чем на 30 языков.

Действие романа происходит в начале 30-х годов прошлого века в богатой татарской деревне Юлбаш. 30-летняя Зулейха, тощая, как девочка-подросток, больше половины своей жизни замужем за «крепким хозяйственником» Муртазой, который регулярно бьет и оскорбляет ее. Но Зулейха, не видевшая в своей жизни ничего, кроме унижения и тяжелой работы по дому, рада и этому ‒ «хороший муж, бьет мало, быстро остывает». Она терпеливо выносит издевательства свекрови, считающей, что та испоганила жизнь ее «милому мальчику», который в два раза старше своей жены, и лишь за глаза называет ее «Убырлы-карчик» ‒ «упырихой» по-татарски. Единственную отдушину наивная и добрая Зулейха находит в общении с домашними и лесными духами, которых она угощает сладостями и просит об одном – чтобы они уговорили «зират иясе» ‒ духа кладбища ‒ укрыть могилы ее дочерей снегом. Интересная особенность романа – изобилие татарских слов и имен, которые позволяют передать национальный колорит, за что критики ставят Яхину в один ряд с такими знаковыми двукультурными писателями, творившими на русском языке, как Чингиз Айтматов и Фазиль Искандер.

Но бесчеловечность патриархата – это только отправная точка испытаний Зулейхи. Начавшиеся коллективизация и «раскулачивание», ссылка в Сибирь, выживание в советском аду для «бывших людей» на берегах Ангары… Через главную героиню Гузелья Яхина показывает, как простой человек может найти в себе силы для любви, нежности и надежды в таких обстоятельствах.

Любителям экранизаций советуем посмотреть снятый по роману телесериал с Чулпан Хаматовой в главной роли.

Зулейха открывает глаза

Яхина Гузель Шамилевна

Гузель Яхина, «Дети мои»

В своем втором романе «Дети мои» Гузель Яхина затрагивает тему еще одного самобытного этноса - поволжских немцев, обосновавшихся в своих обособленных колониях вдоль Волги еще при Екатерине II.

Действие романа происходит в 1920-х ‒ 1930-х годах. В этот раз автор показывает незавидную участь целого народа сквозь призму судьбы школьного учителя Якоба Баха. В колонии Гнаденталь он ведет жизнь стереотипного «маленького человека» до тех пор, пока не влюбляется в свою несовершеннолетнюю ученицу Клару. Неравный союз принес много бед Баху: ему пришлось уйти из колонии, пережить изнасилование Клары бандитами, ее смерть при родах и взять на воспитание ее ребенка, так похожего на мать, но все равно чужого ему. Однако человечность и талант Якоба дали ему силы преодолеть трудности: он полюбил дочь Клары Анче, приютил мальчишку-беспризорника и нашел работу мечты ‒ писать воодушевляющие сказки для жителей Гнаденталя, которые тут же претворялись в жизнь.

Но идиллия не может длиться вечно - жизни «маленького человека» и всех поволжских немцев оказались в руках Сталина, чье превращение из осторожного, следующего заветам Ленина о превращении немецкой коммуны в республику, управленца в безумного тирана Яхина прописала с бескомпромиссной точностью.

В эпилоге читатель узнает о судьбах реальных прототипов героев романа, что еще больше усиливает эффект от прочитанного, ведь это проза красива, а реальность, увы, беспощадна...

Дети мои

Яхина Гузель Шамилевна

Комментариев ещё нет
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
/
Возможно будет интересно

Дом правительства

Слезкин Юрий Львович

Маги без времени

Лукьяненко Сергей Васильевич

Сплетница

фон Зигесар Сесили

Вафли по-шпионски

Вильмонт Екатерина Николаевна

Не мешки

Фрай Макс

Грозовой перевал

Бронте Эмили

Иные песни

Дукай Яцек

Птицы его жизни

Вильмонт Екатерина Николаевна

Говорит и показывает Россия

Островский Аркадий Михайлович

Запри все двери

Сейгер Райли

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте одну из 100 книг бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте одну из 100 книг бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности