Книга-размышление о русской и мировой литературе от одного из самых ярких современных писателей.

Чему учат герои русской литературы и почему большинство из них неудачники? Как поэты-шестидесятники стали собирать стадионы и почему это больше никогда не повторится? Какова роль фантастики в мировой литературе и роль братьев Стругацких в мировой фантастике? Кто написал первый русский роман? Почему, если мы хотим понять Высоцкого, надо изучать Пушкина? И что вообще такое – литература?

Новая книга известного писателя, философа и публициста Михаила Иосифовича Веллера – это вдумчивое и захватывающее размышление о мировой литературе, в целом, и русской литературе, в частности. Автор не боится ставить провокационные вопросы и давать на них неожиданные, порой даже скандальные ответы. Легко, с юмором, но при этом аргументированно и последовательно Веллер ревизионирует классику, переворачивая наше представление о литературе. Мелкие детали выстраиваются в масштабное полотно, позволяющее по-новому взглянуть на всем известные произведения и громкие имена. От «Слова о полку Игореве» до Пригова и Кибирова. Перед нашими глазами – все крупные события русской литературы: трагические и смешные, случайные и вполне закономерные, широко известные и оставшиеся без должного внимания читателей и критиков. Великие победы соседствуют здесь с громкими провалами, а героические поступки с предательством и ложью. Веллер говорит о классиках без придыхания, не обращая внимания ни на литературные регалии, ни на всеобщее обожание или, напротив, порицание. Такой подход позволяет ему доказать что задавленный критикой, презираемый современниками и забытый потомками Фаддей Булгарин – великий писатель, ставший одним из ярчайших родоначальников русской литературы. А в травле, которая погубила репутацию этого выдающегося писателя, во многом виновата ссора с Пушкиным.

В книге девять глав – девять лекций, посвященных ключевым аспектам русской и мировой литературы XIX-XX веков. «Русская классика как яд национальной депрессии», «Золотые шестидесятые», «Братья Cтругацкие на фоне конца света», «Советская очень военная литература», «Владимир Высоцкий», «Джек Лондон», «1929» (глава, посвященная знаковым книгам, вышедшим в этот уникальный для литературы год), «Запрещенный Фаддей Булгарин» и «Огонь и агония», повествующая об отечественном андеграунде 70-х годов.

Размышляя о русской классике, Веллер задается опросом, кто из героев произведений может служить примером для подражания. Ответ, к которому приходит автор, шокирует. Обращаясь к эпохе брежневской оттепели, Веллер не только раскрывает ее истоки, но и говорит о причинах краха. Иллюзия свободы оказалось сколь манящей, столь и скоротечной. Евтушенко и Вознесенский, Аксаков и Окуджава, Ахмадулина и Рождественский. Автор не только подробнейшим образом анализирует их лирику, но и пытается дать ответ на вопрос, а что такое — поэзия и какова роль поэта в формировании общества. Отдельная глава посвящена Владимиру Высоцкому. Здесь Веллер приходит к неожиданному выводу – счастливее его судьбы для художника не придумать. Столь ж неожиданные и крайне интересные выводы он делает, изучив история отечественной и мировой фантастики: От Уэллса и Жюля Верна до Ефремова и братьев Стругацких. Подробно разбирая личности и творчество Джека Лондона, Эрнеста Хемингуэя, Эриха Марии Ремарка и Уильяма Фолкнера, Веллер показывает, какое влияние оказали эти авторы на русских писателей и читателей.

Живой язык, превосходный стиль, прекрасное чувство юмора, неожиданность, парадоксальность и афористичность суждений делают эту книгу обязательной к прочтению для всех, кто хочет разобраться, что такое литература, и понять, почему мы именно такие, какие есть.