Это книга о нашей журналистике как таковой, о том, как она менялась и ломалась от романтики начала 90-х до джинсы и цинизма начала 2010-х.
Игорь Рабинер
 
Вы думаете, что знаменитое прозвище Зубастик футболисту Роналдо придумали в Бразилии? Ошибаетесь: это произошло в российской газете «Спорт-Экспресс», а за пределами нашей страны об этом прозвище никто по сей день не ведает. Но доверие изданию в тот момент было столь безграничным, что невинную шалость одного журналиста все приняли за чистую монету, и Зубастиком бразильца с тех пор называют даже футболисты.

 
секс-в-большом-спорте.jpgЭто лишь один из сотен сенсационных фактов о феномене российской журналистики – газете «Спорт-Экспресс», которой посвящена новая книга, выпущенная издательством АСТ. Называется она завлекающе – «СЭкс» в большом спорте». Миллионы людей, которые за 22 года существования этой газеты на ней выросли, так, по-простецки, её и именуют – «СЭксом». Но не знают очень многих вещей, скрытых от читательских глаз. Теперь – узнают.
 
«Зачитался… После Сергея Довлатова это, пожалуй, самое интересное описание жизни газеты. Написанное с таким же неподдельным юмором, самоиронией и точностью характеров», - так оценил эту книгу поэт Александр Шаганов. А режиссер Тигран Кеосаян добавил: «Рекомендую прочитать всем, кто небезразличен к спорту, истории новой России и в принципе знаком с русским алфавитом».
 
Книгу написали бывшие журналисты «Спорт-Экспресса» - Сергей Микулик и Игорь Рабинер. Первый, один из основателей газеты, вкусно рассказал, как 14 журналистов-бунтовщиков «Советского спорта» в 1991 году задумали и осуществили революцию и как «на помойке» весело начинался «Спорт-Экспресс». Присутствие среди авторов Рабинера, прогремевшего сиквелом «Как убивали «Спартак» и расследованием «Как Россия получила чемпионат мира по футболу-2018», гарантирует острую и скандальную составляющую. 
 
Как один из руководителей такого издания мог годами безнаказанно брать взятки у президентов и агентов? Как владелец крупнейшей спортивной газеты страны Иван Рубин настроил против себя весь коллектив, и тот устроил бунт с коллективными заявлениями в прокуратуру и трудовую инспекцию, заставивший хозяина продать издание? За что он хотел уволить таких звезд, как Юрий Голышак, Александр Кружков и Слава Маламуд, а Рабинера все-таки уволил? Как «Хрустальная сова» клуба «Что? Где? Когда?» Ровшан Аскеров ползал в ногах у журналиста Александра Беленького с мольбой: «Только не бей!» и с позором изгонялся из газеты? Как после смерти ее основателя Владимира Кучмия память о нём на деле всячески вымарывалась, кабинет был переоборудован с полной сменой обстановки, а фамилия исчезла из выходных данных? Как задушевный текст комментатора Виктора Гусева привёл к истерике владельца в день 20-летия «СЭ»? 
 
Из «СЭкса» в большом спорте» вы узнаете также о дружбе семьи Кучмия с Леонидом Брежневым; почему в старом «Советском спорте» приветствовалось распитие сотрудниками спиртных напитков в рабочее время; как его главный редактор Валерий Кудрявцев не знал, что ЦСКА играет в первой лиге; кто и как лично придумал название «Спорт-Экспресс»; что такое «эмоциональный Холокост», «снести тухлое яйцо», «автор нашумевшего компота» и как писать «х…» с твердым знаком; об угрозах журналистам со стороны президентов и фанатов и письмах на их адрес из психбольницы; о журналистском пьянстве и виртуозной матерщине; о главных звездах «СЭ» и его газетных генералах, их дружбе и вражде. 
 
Эта книга, хоть и написана о жизни спортивной газеты, выходит далеко за рамки спорта. Как и за рамки смешных бытовых зарисовок, которых в ней при этом море. «СЭкс» в большом спорте» - трагикомический рассказ о том, как за 20 лет можно пройти путь от романтики до цинизма, как вывести на пик популярности, а потом практически похоронить великое дело. Это талантливая книга не только о судьбе отдельного издания, а о журналистской профессии. Словом, это – событие во всем российском нон-фикшн, как с фактической, так и с литературной точки зрения.
 
«Спорт-Экспресс» - это наша юность, это слом эпох, это становление российской журналистики, какая она есть – без политических интриг, без джинсы… Чистое, если хотите, искусство. С безумным интересом читал эту книгу», – отрецензировал её главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Набоков