«После бани я съедал яблоко, а дядя Дима выпивал кружку пива».

25 апреля в Центре Гиляровского, филиале Музея Москвы, состоялись очередные чтения проекта «Редакции Елены Шубиной» «17 страница». На этот раз гостями встречи стали лидер рок-группы «Машина времени» Андрей Макаревич и писатель Денис Драгунский. А ее героем - сборник рассказов «Москва: место встречи», объединивший под одной обложкой воспоминания современных жителей Москвы о наиболее важных для них уголках города.

В рамках проекта Андрей Макаревич зачитал публике два рассказа из сборника: «Садовая, бублики и брынза» Дениса Драгунского и собственный рассказ «Старая Москва. Рождественка», объединивший воспоминания музыканта о студенческих годах. После этого музыкант и писатель обсудили Москву своего детства. «Я родился в доме, который стоит в самом начале Арбата. Насколько я помню, все москвичи, жившие в центре, рождались в этом доме, и очень приятно бывает узнавать у знакомых: «Что, тоже оттуда?». Москва тогда кончалась Садовым кольцом, она была очень маленькая и камерная. Отсутствие движения, большое количество трамваев, возможность спокойно перейти улицу, голубые тележки с мороженым и газированной водой…Это все было очень и очень домашнее, – поделился воспоминаниями Андрей Макаревич. – Я помню, когда на Новый год родители делали заливную рыбу, чтобы она остыла, ее выставляли за окном где-то на уровне лица проходивших людей, и я очень боялся, что кто-то ее возьмет. Но никто никогда не брал».

«Наверное, я не коренной москвич, москвичка только моя мама, а папа и вовсе из Нью-Йорка. Но я родился тут и всегда жил в центре: сначала на Рождественском бульваре, потом на Покровке в коммунальной квартире на 5 человек в одной комнате, потом мы улучшили условия и переехали в коммунальную квартиру на 3 человека в одной комнате, – присоединился к разговору Денис Драгунский. – Комната была подвальная, и именно в ней был написан рассказ о том, как Дениска выбросил кашу в окно. Это была своего рода мечта».

Авторы вспомнили любимые места современной столицы: у Андрея Макаревича это переулки в районе Рождественского бульвара и Кадашевской набережной, у Дениса Драгунского – Колокольников переулок. Поговорили и об, увы, утраченных любимых постройках: конструктивистских зданиях 20-30-х годов на Усачевке, фабриках-кухнях, творениях архитектора Алексея Мешкова.

Не забыли и знаменитые бани. «Меня брал в баню с собой дядя Дима, сосед, водитель грузового троллейбуса. Мама мне давала в дорожку яблоко. После бани я съедал яблоко, а дядя Дима выпивал кружку пива», – рассказал Андрей Макаревич. А Денис Драгунский вспомнил о традиции мыться раз в неделю в коммунальных квартирах: «Когда мы жили в подвальной коммунальной квартире, у нас была большая ванная комната, и горячая вода, но вся наша квартира в субботу выстраивалась в очередь купаться. Потом, когда мы переехали в Каретный ряд и у нас была отдельная квартира, к нам как-то пришел мамин брат, а я как раз полез в ванну. Это был вторник. «Где Дениска?» - спросил тогда дядя. «Он моется», – ответила мама. «Как, он моется во вторник?» - искренне удивился дядя».

«Москва была для нас не просто городом, это была какая-то отдельная действительность, которая стимулировала наши отношения, наши мысли, наши разговоры, наше все на свете»,
– добавил Денис Драгунский.

Встреча с Андреем Макаревичем и Денисом Драгунским 17 страница О старой Москве и книге "Москва: место встречи"


К разговору присоединились и сотрудники Музея Москвы. Директор музея Алина Сапрыкина отметила, что книга «Москва: место встречи» – одна из любимых среди сотрудников и экспонентов музея. А искусствовед, заведующая отделом «Современная Москва» Музея Москвы Евгения Кикодзе подчеркнула, что сейчас важнее сохранить не воспоминания о Москве прошлого, а воспоминания о тех ее уголках, которые остались в целости сегодня. «Исчезает не только вчерашний, но и сегодняшний день. Жизнь стала очень быстрой, все стремительно меняется, и следующее поколение может забыть даже то, что мы смогли сохранить сейчас. Нужно конечно создавать какую-то сеть, как-то отмечать эти места, которые существуют сегодня», – сказала она.

В финале разговора взяла слово редактор книги «Москва: место встречи» Алла Шлыкова, рассказавшая, как был создан сборник и какие еще места/людей можно найти на его страницах: «Мы поняли, что среди авторов и друзей нашей редакции очень много москвичей, и мы попросили написать о своей Москве, о своем районе, своей улице. Получился эффект совершенно неожиданный – своего рода путешествие не только в пространстве, но и во времени. В книге есть не только центр Москвы, но и Тушино, и ВДНХ, и Выхино, есть и старая довоенная Москва 30-х, рассказы Ролана Быкова и Виталия Вольфа, и современная Москва 90-х, рассказы молодых авторов: Дмитрия Глуховского, Сергея Шаргунова…».

«То, что книга, вышедшая полтора года назад, непрерывно допечатывается; то, что мы о ней до сих пор говорим; это, конечно, безумно нас радует. Это значит, что тема интересна, что нашим авторам удалось «поймать» ускользающее время и запечатлеть его в книге»,
– резюмировала Анна Шлыкова.

О книге «Москва: место встречи»:

В знаменитом сборнике «Редакции Елены Шубиной» Москва, такая большая и шумная, неожиданно распадается на множество уютных, «своих» дворов и закоулков: Миуссы Людмилы Улицкой и Ольги Трифоновой, Ленгоры Дмитрия Быкова, ВДНХ Дмитрия Глуховского, «тучерез» в Гнездниковском переулке Марины Москвиной, деревня Матвеевское (она же Ближняя дача) Александра Архангельского, Рождественка Андрея Макаревича, Ордынка Сергея Шаргунова… На пересечении узких переулков и шумных проспектов так легко найти место встречи! Книга иллюстрирована акварелями московской художницы Алёны Дергилёвой и доступна во всех крупных книжных магазинах страны.

О проекте «17 страница»: «17 страница» существует уже 3 года. Это новое прочтение современной русской литературы в пространстве мегаполиса, поиск ответов на актуальные вопросы в текстах современников, вывод книг на прямой контакт с читателем, организованные «Редакцией Елены Шубиной». 17-я страница – знаковое место в книге: здесь обычно ставится библиотечный штамп, а еще существует теория, что люди чаще всего бросают чтение как раз в этом месте. Именно с 17-й страницы начинают чтения известные люди, приглашенные чтецы проекта РЕШ, стремящиеся выяснить, что следует за «поворотной точкой».