Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!

Лем Станислав

Стани́слав Лем (польск. Stanisław Lem; 12 сентября 1921, Львов, Польша — 27 марта 2006, Краков, Польша) — польский писатель, сатирик, философ, фантаст и футуролог .
Понравилось
6 пользователям
Понравилось
6 пользователям
134
книги
10
цитат
День рождения:
12.09.1921
Станислав Лем - польский писатель, сатирик, философ, фантаст и футуролог. Его романы переведены на 41 язык, а общее количество проданных экземпляров превышает 30 миллионов. Его книги неоднократно экранизировались. Его фамилией назван планетоид 386.

Станислав Лем родился 12 сентября 1921 года во Львове в семье врача. Планировал поступать в политехнический институт во Львове, но война нарушила его планы. После войны Лем продолжил обучение в медицинском институте, куда ранее поступил благодаря связям отца, но выпускные экзамены сдавать не стал, чтобы избежать призыва в армию. В 1947-1950 Лем оказался в непростой материальной ситуации. Однако благодаря неожиданному успеху «Астронавтов» он принял решение всерьез заняться творчеством и продолжил писать фантастические произведения.

На протяжении всех творческих периодов Станислав Лем систематически развивал потенциал жанра научной фантастики. Начав с простых, оптимистических историй («Астронавты», «Магелланово облако»), он вскоре перешел к пародии («Звездные дневники Ийона Тихого») и к апокалипсическому изображению «худшего из возможных миров» («Эдем»).

Произведения писателя распадаются на несколько тематических групп. После забытых уже сегодня текстов, а также ранних, проникнутых оптимизмом романов (которые сам писатель позднее критиковал за «соцреализм»), в 60-е годы Лем создал произведения, которые наиболее приблизились к канону научной фантастики и одновременно принесли в этот жанр элементы реализма. Это романы «Эдем» (1959), «Возвращение со звезд» (1961), «Солярис» (1961), «Непобедимый» (1964), «Глас Господа» (1968), a также рассказы, собраны позднее в книгу «Рассказы о пилоте Пирксе» (1968).

Долгое время Станиславу Лему в творчестве был близок гротеск. Произведения этого периода объединялись в циклы вокруг главного героя: например, звездный путешественник Ийон Тихий или конструкторы Трурль и Клапауций. В этих произведениях много словотворчества, неологизмов, забавных стихов и оригинально-гротесковых названий техники будущего. Последний роман об Ийоне Тихом — «Мир на Земле» — вышел в 1987 году.

Постепенно Лему становился все более близок жанр эссеистики и философских размышлений. Самые важные из этих произведений – «Сумма технологий» и «Философия случая».

На грани между гротеском и эссеистикой находятся так называемые апокрифы — рецензии на несуществующие книги. Причем если сначала, например, в «Абсолютной пустоте», пропорция гротеска и эссеистики примерно равна, в последней в цикле рецензии — на книгу «Мир как Холокост» — тон автора столь серьезен, что однажды это издание сочли реально существующим.

В поздний период творчества Лем активно писал фельетоны. В них он прежде всего описывал современность и будущее цивилизации. Несмотря на традиционную форму, идеи Лема оставались по-прежнему такими же блестящими, как, например, мысль о том, что в силу естественного хода событий возникновению искусственного разума будет предшествовать появление такого существа как «искусственный кретин».

Жанр научной фантастики с присущей ему визуальностью так и просится в кино.

Неудивительно, что произведения Станислава Лема неоднократно были экранизированы: один «Солярис» трижды лег в основу фильма. Впрочем, известно, что сам писатель практически ко всем кинопостановкам своих произведений относился критически. Рассердился он и на Андрея Тарковского, который в сценарии показал «земной» пролог и придумал Кельвину целую семью. Тарковский был тем режиссером, которого мало интересовала научная фантастика, зато влекла лемовская проблематика, схожая с проблематикой «Преступления и наказания» Достоевского. Сам Лем так отзывался о работе с режиссером: «Мы были тогда похожи на лошадей, которые тянут один воз в разные стороны».

Творчество Станислава Лема повлияло на многих писателей-фантастов. По мнению Бориса Стругацкого, роман «Солярис» входит в десятку лучших произведений жанра и оказал «сильнейшее — прямое либо косвенное — влияние на мировую фантастику XX века вообще и на отечественную фантастику в особенности».
Раскрыть
Закрыть
Фильтр
Сначала новые
  • Сначала новые
  • Сначала старые
  • Высокий рейтинг Сначала высокий рейтинг
  • Низкий рейтинг Сначала низкий рейтинг

Кибериада

Лем Станислав

Философия случая

Лем Станислав

Солярис

Лем Станислав

Фиаско

Лем Станислав

Такое разное будущее

Лем Станислав

Расследование

Лем Станислав

Высокий замок

Лем Станислав

Мир на Земле

Лем Станислав

Солярис

Лем Станислав

Астронавты

Лем Станислав

Дилеммы XXI века

Лем Станислав

Мы вовсе не хотим завоевывать космос, хотим только расширить Землю до его границ.

Новости автора

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Мы в социальных сетях

Мы в соцсетях


Новости, новинки,
подборки и рекомендации