Top.Mail.Ru
Наш магазин
Присоединяйтесь к нашим группам в социальных сетях!
Александр Островский: отец русского театра

Александр Островский: отец русского театра

12.04.2024

12 апреля родился Александр Островский — русский драматург, отец национального русского театра. Именно он создал целостную концепцию театральной постановки и реформировал сценическую эстетику.

Островский считал, что в театре необходима некоторая мера условности — «четвертая стена», разделяющая актеров и зал. Главная тема его пьес — психология обычных людей, в которых зрители могли бы узнать себя и своих знакомых. Особое внимание драматург придавал диалогам — по его мнению, речь героев должна давать аудитории полное представление об их характерах. Также Островский разработал учебную программу для театральных классов, добился улучшения условий работы актеров и защищал авторские права драматургов.

Островский родился в зажиточной семье судебного чиновника, который подрабатывал адвокатом. Мальчик часто присутствовал на встречах отца с клиентами, большая часть которых принадлежала к купечеству. Поэтому он хорошо изучил язык и образ мыслей представителей этого сословия, что впоследствии позволило ему сделать речь своих персонажей более реалистичной.

Островский получил хорошее домашнее образование — много читал, занимался вокалом и танцами, а также изучал четыре языка — французский, немецкий, итальянский и греческий. В зрелом возрасте он выучил также английский, испанский и латынь. В гимназические годы он увлекся театром и активно занимался в драматическом кружке. Островский мечтал стать литератором, однако отец настоял, чтобы он пошел по его стопам и стал юристом. Сын послушался и поступил в Московский университет, который так и не окончил — посещению лекций он предпочитал походы в театр, поэтому часто прогуливал учебу.

Отца Островского сердило поведение сына. Однако он не оставил его на произвол судьбы и устроил работать в суд, где тот стал вести протоколы заседаний. Эта работа подарила будущему драматургу множество сюжетов, которые он впоследствии использовал в своих пьесах. Дебютные произведения Островского произвели положительное впечатление на критиков, которые отметили талант начинающего литератора.

Известность пришла к Островскому после публикации комедии «Свои люди — сочтемся» в журнале «Москвитянин». В произведении автор рассказал историю ушлого купца, который попытался разбогатеть при помощи фиктивного банкротства, но в итоге был обманут собственной дочерью и попал в тюрьму. Пьеса произвела настоящий фурор — ее обсуждала вся читающая публика, а тираж «Москвитянина» вырос в два раза. Положительно о произведении молодого литератора отозвались Николай Гоголь и Иван Гончаров. Однако купцы — прототипы персонажей повести — сочли произведение оскорбительным для своего сословия и пожаловались императору Николаю I. Государь запретил издавать пьесу, отменил ее постановку на сцене, а за автором установил полицейский надзор.

Через три года Островский опубликовал комедию «Не в свои сани не садись». Она стала первой пьесой драматурга, которую цензура допустила на сцену. Премьера спектакля прошла в Малом театре, в репетициях участвовал сам Островский. Постановка вызвала небывалый ажиотаж среди зрителей и заслужила похвалу авторитетных театральных критиков. Высоко о пьесе отозвался и писатель‑классик Иван Тургенев.

Поворотным моментом в творческой биографии Островского стала драма «Гроза», в которой он столкнул лицемерный мир старых купцов и свободолюбивый мир прогрессивной молодежи. Пьеса вызвала полярные оценки со стороны писателей и критиков. Самой известной рецензией на драму стала статья «Луч света в темном царстве» Николая Добролюбова, название которой стало фразеологизмом. «Гроза» принесла Островскому Уваровскую премию — престижную награду, которую присуждали авторам работ по истории — и членство в Петербургской академии наук.

Брался драматург и за необычные проекты. Однажды ему заказали написать произведение, в котором могли бы одновременно играть артисты драмы, оперы и балета. Нестандартные требования к пьесе объяснялись просто — здание Малого театра закрыли на ремонт, а его актеров объединили с труппой Большого театра, поэтому нужна была постановка, в которой все они смогли бы принять участие. В результате Островский создал сказку «Снегурочка», музыку к которой написал композитор Петр Чайковский.

Помимо творчества, Островский активно занимался общественной работой. Он возглавлял «Общество драматических русских писателей» и защищал права его членов — добивался наказания для театров, которые ставили их пьесы без разрешения. Также Островский часто выступал рецензентом — несмотря на нехватку времени, он писал развернутые отзывы на произведения молодых драматургов, которые помогали им улучшить свой авторский стиль. Немало сделал литератор и для популяризации творчества зарубежных драматургов в России. Он перевел ряд произведений Уильяма Шекспира, Карло Гольдони и Сенеки.

Свои люди-сочтемся! Пьесы.

Островский Александр Николаевич

Гроза и другие пьесы

Островский Александр Николаевич

Без вины виноватые

Островский Александр Николаевич

Снегурочка

Островский Александр Николаевич

Возможно будет интересно

Одинокий замок в зазеркалье

Цудзимура Мидзуки

Преследуя Аделин

Карлтон Х. Д.

Ураганные Войны

Гуанзон Теа

Координата Z

Прилепин Захар

Жанна Ладыжанская и тайна трех пицц

Иванова-Неверова Оксана Михайловна

Вызовите скорую. Будни фельдшера СМП

Комарова Евгения Юрьевна

На пути к свадьбе

Куин Джулия

Откуда берутся дети?

Казанцева Ася

Кофеварка

Валиуллин Ринат Рифович

Что таится за завесой

Вудс Харпер Л.

Таблица умножения в стихах и картинках

Усачев Андрей Алексеевич

Алая вуаль

Махёрин Шелби

Подпишитесь на рассылку Дарим книгу
и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно Подпишитесь на рассылку и скачайте 5 книг из специальной библиотеки бесплатно
Напишите свой email
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Новости, новинки,
подборки и рекомендации