Кто и как создал знаменитых «Уток»?

Какими качествами должен обладать хороший утиный художник? Во-первых, ему нужно вырасти в простой фермерской семье. Во-вторых, ему совершенно необходимо одинаково ловко обращаться с лассо, токарным станком, типографскими литерами, мулами, топором, простым карандашом, да и вообще сменить как можно больше видов деятельности. В-третьих, ему жизненно важно мечтать иногда о собственной птицеферме. В-четвертых, он должен просто обожать загадки древних цивилизаций и свято верить в то, что руководить экспедициями за ними отлично удастся чудаковатому скупому старику. Словом, он должен быть Карлом Барксом – единственным в своем роде фантазером, подарившим миру легендарные «Утиные истории».

Карл Баркс

Дональд Дак, Скрудж Макдак, Билли, Вилли и Дилли, Братья Гавс, Магика де Гипноз и другие персонажи «Утиной Вселенной» воспринимаются нами как что-то хорошо знакомое с детства, само собой разумеющееся и, возможно, существовавшее всегда… Тем более удивительно осознавать, что за становлением этой Вселенной стоит один человек, родившийся еще в самом начале XX века. И что, не будь его, у нас, вероятно, не было бы ни целой плеяды других мультфильмов, ни даже (страшно подумать) саги Звёздные Войны. Карл Баркс и его идеи оказали огромное влияние на развитие комикса, мультипликации и культуры в целом. Как это было? Об этом - в нашей статье, отдающей дань уважения культовому художнику.

«Утки»: начало

А началось все в небольшом городке Мерилл в штате Орегон, где 27 марта 1901 года появился на свет будущий создатель уток. Родители Карла были фермерами и жили в отдалении от городской жизни. Большую часть времени Карл проводил в одиночестве, вот почему одним из его любимых занятий еще в раннем детстве стало рисование.

С малых лет Карл лелеял мечту стать художником комиксов, но судьба распорядилась иначе. Когда Барксу было всего 15, умерла его мать, а семья почти разорилась. Позже отец мальчика заработал психическое расстройство, а брат ушел на Первую мировую войну. Сам Карл перенес корь и стал существенно хуже слышать. Денег на слуховой аппарат у него не было, а значит посещать уроки в общеобразовательной школе он не мог. В восьмом классе Карл решил оставить школу и пойти работать.

Впрочем, и тут лучше не стало. По словам самого Баркса, он «никуда не вписывался» - поработал лесорубом, фермером, погонщиком мулов, изготовителем металлических заклепок и оператором печатного станка, но так и не почувствовал себя на своем месте. Все это время он пытался продать свои рисунки в журналы, но без особого успеха.

Дональд, находящийся в бесконечном поиске работы, и молодой Скрудж Макдак. Каждый из них – частичка личного опыта самого Карла Баркса, сменившего на своем жизненном пути немало профессий.



Наконец уже под занавес 20-х годов Карлу Барксу улыбнулась удача. Его рисунки стали печатать в небольшом миннеаполисском журнале «Калгари Айопенер», а затем Карл получил в журнале постоянную работу редактора. Впрочем, и здесь рисованием комиксов заняться не удалось – так вышло, что практически вся работа легла на плечи Карла Баркса.

Но Баркс не сдавался. В 1935 году, в возрасте 34 лет, он решил попытать счастье в Disney, где тогда шел набор в штат мультипликаторов. Баркс отправил несколько своих комиксов и неожиданно получил положительный ответ. Недолго думая он решил перебазироваться в Калифорнию.

Калифорнийская мечта

В Калифорнии Баркс был принят в Disney, став одним из двух счастливчиков, закрепившихся в штате. Вскоре он был повышен до сценариста и приступил к работе в креативной команде, разрабатывавшей истории о Дональде Даке. С 1936 по 1942 год он принял участие в создании 36 короткометражек о Дональде, а также помогал создавать образы Билли, Вилли и Дилли (в оригинале - Хьюи, Дьюи и Луи) для сюжета «Племянники Дональда» 1938 года.

Дональд Дак (а точнее – Дональд Фонтлерой Дак) был придуман Уолтом Диснеем, когда он услышал «утиный» голос актера озвучивания Кларенса Нэша. Внешний вид Дональда был создан аниматором Диком Ланди и отличался длинными клювом и шеей. Впоследствии художники вместе с Карлом Барксом поработали над образом персонажа, сделав его более «живым» и миловидным.



Вспыльчивый, невезучий, но добрый дядюшка Дональд обрел огромную популярность, но, несмотря на это, Баркс не был счастлив, так как производство мультфильмов «по указке», по его собственным словам, «душило воображение». В 1942 году художник решил уйти из Disney, чтобы осуществить давнюю задумку -… посвятить жизнь разведению птиц на куриной ферме.

Эпоха Баркса

К счастью, этого не произошло. Издательство «Вестерн Паблишинг» предложило Карлу Барксу рисовать новую серию комиксов о приключениях Дональда Дака, и художник наконец-то почувствовал себя в своей стихии. В период с 1942 по 1966 год он не просто нарисовал, а написал целиком более 6000 страниц в более чем 500 историях, а также придумал бесчисленные сотни журнальных обложек. Началась золотое 30-летие «Утиных историй» Карла Баркса – 30-летие, принесшее журналам «Комиксы и истории Уолта Диснея» и «Дядюшка Скрудж» статус бестселлеров.

В 1947 году в комиксе Баркса «Рождество на Медвежьей горе», задуманном как пародия на «Гражданина Кейна», появился старый скряга-селезень Скрудж Макдак, и сюжеты обрели новое направление. Отныне «всего лишь бедный старичок» стал главным действующим персонажем и главным «зачинщиком» удивительных приключений, без которых немыслимы современные «Утиные истории». Вместе с племянниками Скрудж отправился в Клондайк, исследовал тайны Атлантиды и загадки менехунов, а впоследствии, уже в исполнении продолжателя дела Баркса Дона Росы, - храмы инков, сокровища затонувших испанских галеонов, золото Чингисхана…

Между тем, Баркс почти не учился рисовать специально. Искусство иллюстрации он освоил сам, имитируя стиль любимых художников: Уинзора Маккея («Маленький Немо»), Фредерика Оппера («Счастливый хулиган»), Элзи Сегара («Попай»), Флойда Готтфредсона («Микки Маус») и других. Что касается языка, Баркс вернулся к школьным учебникам грамматики - он создавал созвучия и рифмы и следовал другим самостоятельно изобретенным упражнениям, дабы получить естественное чувство ритма в последовательном рассказе.



Не забыл Карл Баркс и о злодеях, нарисовав блистательные образы глуповатых преступников братьев Гавс, коварного конкурента Скруджа Флинтхарта Гломгольда, могущественной колдуньи Магики де Гипноз... Ну и, конечно, не упущен был и родной Даксбург – в работах Баркса он обрастал все новыми и новыми деталями, а у Дональда появился невероятно счастливый кузен Глэдстоун Гусак, вокруг которого развернулись несколько новых забавных историй.

Карл Баркс прорабатывал свои комиксы вдоль и поперек – к примеру, для своей истории «Дональд Дак и призрак грота» он внимательно изучал номера National Geographic , посвященные затонувшим судам и их исследованиям. А еще он совершенно серьезно предлагал любому желающему в «Вестерн Паблишер» улучшить свои истории, но желающих не нашлось – настолько цельными, самодостаточными и живыми получались его комиксы.

Комиксы Утиные истории
Между тем, долгие годы талант Баркса оставался анонимным согласно политике «Вестерн Паблишинг». В те времена его знали лишь как «создателя славных утят» (The Good Duck Artist) и «Человека-Утку» (The Duck Man). Впрочем, в конце концов личность Баркса была вычислена его поклонниками (что во многом напомнило очередное приключение Билли, Вилли и Дилли), и он охотно вступил с ними в переписку.

Зная о тяжелых временах, которые пережил Баркс, нельзя не удивляться великолепному чувству юмора, искрометной иронии и жизненной силе его работ. Простые житейские истории превращались в его исполнении в уморительные приключения, наполненные провокационными аллюзиями и метко высмеивающие пороки современного автору социума. И это было оценено по достоинству.

В 1987 году Карл Баркс стал одним из первых лауреатов, введенных в Зал Славы Уилла Айснера для художников комиксов (ранее этой чести удостоились только сам Уилл Айснер и Джек Керби). В 1991 году Баркс стал единственным художником комиксов, названным «Легендой Disney» и получившим одноименную премию, которая была учреждена компанией Disney, чтобы «выразить признательность и уважение многим людям, чье воображение, таланты и мечты создали волшебство Disney».

Культурный след

Звезда Дональда Дака

Ни для кого не секрет, что под впечатлением от комиксов Баркса был создан анимационный сериал «Утиные истории», повторивший успех своего прототипа (у анимационного фильма 4 премии «Эмми»). Но мало кто знает, что «Утиные истории» были всего лишь вторым в своем роде (после «Приключений мишек Гамми») сериалом Disney и именно они вдохновили компанию на создание таких последующих хитов, как «Чудеса на виражах», «Чип и Дейл спешат на помощь», «Черный плащ».

Кроме того, сериал оставил свой след в истории в целом – в нашей стране он стал первым американским мультсериалом, показанным после распада СССР, а в Венгрии дал имя целому поколению: «поколение «Утиных историй» - так в этой стране и по сей день называют тех, кто родился в середине 80-х и смотрел мультфильм в 90-е.

В Финляндии, где один из политиков выступил с призывом запретить комиксы про Дональда Дака, до сих пор выражают протест, вписывая имя героя в избирательный бюллетень. В США Дональду Даку посвятили целый вуз - Американский университет в Орегоне заключил договор с компанией Disney на использование его изображения, а студенты стали носить матроски и бескозырки. Фронтмен финской группы Nightwish Туомас Холопайнен выпустил свой первый сольный альбом, вдохновившись серией комиксов «Жизнь и времена Скруджа Макдака» (The Life and Times of Scrooge McDuck). Но самый любопытный вклад «Утки», наверное, оставили в истории кино: создатель легендарной саги Звёздные Войны Джордж Лукас - огромный поклонник сериала, и даже написал авторское предисловие к изданиям комиксов Карла Баркса:

Джордж Лукас

«Я рос в то время, когда телевизор только начал завоёвывать своё место в американской гостиной. А до этого основной формой домашнего развлечения для меня были комиксы. И одними из моих первых комиксов стали работы Карла Баркса. Я получал по подписке «Комиксы и истории Уолта Диснея», и мне настолько понравился Скрудж, что я тут же пошёл и скупил в газетном киоске все номера посвященной ему серии.

Больше всего меня восхищает сюжетное разнообразие комиксов Карла Баркса. Его истории полны сумасшедших, ни на что не похожих и очень странных идей - странных не в современном смысле слова, конечно, но ребёнку 50-х казавшихся в высшей степени экзотическими.

Кроме того, его истории очень кинематографичны. У них есть внятное начало, середина и конец, а каждый эпизод выполняет определенную функцию, чего так не хватает многим стрипам и оригиналам того времени. Комиксы Баркса не просто движутся от панели к панели, но последовательно перетекают из одной сцены (порой занимающей несколько страниц) в другую.
<…>
Комиксы Карла Баркса по-прежнему знают и любят во всем мире. Я объясняю это тем, что они п вправду интересные. Kpoмe того, на более глубоком уровне в них легко прочитываются типичные черты американского характера: находчивость, прямота, решимость, некая добродетельная алчность, храбрость, любовь к приключениям и чувство юмора. <…>

По мнению социологов, комиксы отражают современное им общество. Так что кроме удовольствия от сюжетов и техники уровня Карла Баркса, искусство комикса способно дать и значимый комментарий о культуре, в которой оно родилось».

«Утки» сегодня

Cериал Утиные истории


В 2017 году компания Disney заявила о запуске долгожданного продолжения любимых всеми классических «Утиных историй» 1987 года. В мультсериале, премьера которого состоялась на Канале Disney 6 ноября, зрителей ждет встреча не только с уже знакомыми персонажами, но и новыми героями, такими как миллионер и большой ценитель современных технологий Марк Клювс и юная любительница путешествий Лина. Отражены в сериале и современные реалии - Дональд Дак не может обойтись без смартфона и сенсорного навигатора в автомобиле, а Поночка фотографирует все подряд на модный ретро-Polaroid.

Анимационный стиль проекта во многом был вдохновлен оригинальными рисунками Карла Баркса. Арт-директором сериала был назначен Шон Хименес, который внес большой вклад в работу над мультсериалом «Гравити Фолз».


Для тех же, кто заинтересован оригинальными комиксами, Disney совместно с редакцией Mainstream издательства АСТ выпустили серию «Disney Comics. Утиные истории». В цикл вошли как классические истории первой половины XX века о Дональде Даке и Скрудже Макдаке авторства Карла Баркса, так и более современные комиксы Дона Росы. Уникальный цикл комиксов выполнен в книжном формате отличного качества: твёрдый переплёт, плотная бумага и огромное количество дополнительных материалов о том, как создавались комиксы, их трактовках и значении в культуре.