После «Фарго» Ной Хоули написал роман «Перед падением» main main main main main main main main main main main main main main main main main main main main main main main
- 17.03.2017 -

После «Фарго» Ной Хоули написал роман «Перед падением»

После «Фарго» Ной Хоули написал роман «Перед падением»

Ведущий National Public Radio в США Дэвид Грин разговаривает с Ноем Хоули, создателем телесериала «Фарго», о его книге «Перед падением». Этот роман – авторский взгляд на любопытное человеческое свойство – стремление придумывать истории, объясняющие трагедию.






Дэвид Грин

Дэвид Грин: Я не уверен, видели вы сериал «Фарго» или нет. Так или иначе, этот сериал известен своими мрачными сюжетными ходами. Вот этот момент был особенно зловещим: добропорядочный полицейский останавливает абсолютно недобропорядочного парня, сыгранного Билли Бобом Торнтоном.



Билли Боб Торнтон

Билли Боб Торнтон (в роли Лорна Малво): Давайте-ка я объясню вам, что сейчас случится, офицер Гримли. Сейчас я закрою окно и уеду. А вы отправитесь домой к своей дочери. Несколько лет спустя вы будете смотреть ей в глаза и знать, что остались живы только благодаря тому, что однажды ночью решили не следовать по определенному пути. Что однажды ночью выбрали дорогу к свету вместо того, чтобы шагнуть в темноту.



Дэвид Грин

Дэвид Грин: Уф. На таких напряженных сценах, как эта, Ной Хоули, сценарист и шоураннер «Фарго», сделал себе имя, затмив даже братьев Коэнов, вдохновивших сериал. Чувство надвигающейся угрозы не покидает нас и в романе Хоули об авиакатастрофе. Вот фрагмент из произведения в исполнении самого автора:



Ной Хоули

Ной Хоули (читает): У каждого свой путь, каждый делает свои выборы. Как двое случайных людей оказываются в одно и то же время в одном и том же месте – тайна. Вы едете в лифте с дюжиной незнакомцев. Вы трясетесь в автобусе, стоите в очереди в туалет. Такое случается каждый день. Пытаться предсказать, где мы будем завтра и кого встретим там, абсолютно бессмысленно.



Дэвид Грин

Дэвид Грин: Итак, книга называется «Перед падением». И Ной Хоули посвящает свой вымысел вполне реальному человеческому импульсу – желанию понять, почему определенные люди (а не другие) оказываются вовлечены в трагедии, такие как 9/11.




Ной Хоули

Ной Хоули: Невозможно предсказать (особенно в случае с драматическими событиями мирового масштаба), кто именно окажется на месте трагедии. И, например, почему это не тот парень, который как раз в данное время должен быть вернуть взятую в аренду во Всемирном торговом центре машину, но по какой-то причине этого не сделал. Именно подобная произвольность и является, на мой взгляд, причиной того, что некоторым людям иногда бывает так сложно принять факт трагедии.



Дэвид Грин

Дэвид Грин: История Ноя Хоули берет начало на острове Мартас-Виньярд (штат США Массачусетс – прим. редактора) туманной ночью. 11 пассажиров, включая главу круглосуточного новостного канала, садятся в частный самолет. Минуты спустя самолет падает в море. В этот момент Ной Хоули начинает нам рассказывать, кем были пассажиры, будто бы сопоставляя их список с фактом аварии.



Ной Хоули

Ной Хоули: Что мы обычно видим? Список. Мы видим список имен, и, может, о паре из них будет рассказана история. Но остальные люди – просто имена. И рассказывая историю этих других людей на самолете, я могу разгадать, почему самолет начал падать. Я имею в виду, что все эти люди имеют весомые основания, дабы служить мишенью, причиной того, что произошла авария. Но здесь есть и кое-что другое – рандомизирующий фактор – появление случайного художника, в последнюю минуту приглашенного женой медиамагната и ставшего одним из двух выживших. То есть возникает это чувство: прямо сейчас творится история, но некоторые люди это пропустят. А некоторые, наоборот, – покажут себя.



Дэвид Грин

Дэвид Грин: Парень, который покажет себя, – Скот Берроуз, художник, человек, жизнь которого в буквальном смысле – катастрофа. Даже до аварии он одержим тем, чтобы запечатлевать трагедии: поезда, сходящие с рельс, торнадо. Что было у вас на уме, когда вы создавали такой персонаж?



Ной Хоули

Ной Хоули: Да, во многих смыслах это неудачник. Как у молодого человека, у него хватает спеси считать, что когда-нибудь он станет великим художником; он ходит на множество вечеринок. И, знаете, в чем-то он понимает, что его искусство не очень-то примечательно, и что вечеринки становятся наполнены отчаянием, и что пьет он немного больше, чем следовало. И он, по сути, идет на дно. И видит свою жизнь как катастрофу, и именно поэтому его и привлекает разрушение: поезда, сошедшие с рельс, приближающиеся торнадо… – и вдруг он оказывается в правильном месте и в правильное время для того, чтобы совершить нечто искупительное и героическое.



Дэвид Грин

Дэвид Грин: Кое-что из того, что бросилось мне в глаза, когда я читал книгу: вы пишете о репортерах, которые занимаются тем, что стараются разглядеть лица в облаках. То есть они пытаются найти что-то, чего на самом деле нет. Также вы пишете, что в отсутствие фактов людям свойственно придумывать для самих себя истории. Это ваш способ сказать что-то о «24-часовом цикле слухов», как вы его называете, – прокомментировать работу новостных медиа в современном обществе?



Ной Хоули

Ной Хоули: Ну, я думаю, мы по своей природе склонны к поиску сходств и закономерностей. И, очевидно, нам хочется, чтобы все они что-то значили. И, знаете, если вспомнить убийство Кеннеди и фильм Запрудера (любительская пленка с записью убийства Кеннеди – прим. редактора), станет понятно, что вот у нас есть фильм, но мы по-прежнему ничего не знаем о событии. Споры не утихают до сих пор: двое было стрелков или трое? Выстрелы были спереди или сзади? Этот цикл существует, несмотря на обилие информации, обрушивающейся на нас все время. И, я думаю, аудитория хочет понять не только факты, но и их смысл, значение, которое, конечно, субъективно. И поэтому сейчас уже трудно разобраться, какова объективная история: все, что мы получаем, – это фильтрованная версия подробностей.



Дэвид Грин

Дэвид Грин: Один из ваших персонажей – тележурналист на новостном канале, образ которого хорошо раскрывает перед нами суть кабельного ТВ – такого, каким его видите вы. Этого персонажа зовут Билл Каннингем, и вы описываете момент, когда он в прямом эфире строит догадки о том, что могло стать причиной аварии. Вы не против прочитать…



Ной Хоули

Ной Хоули: Конечно.







Дэвид Грин

Дэвид Грин: …Кое-что из того, что он говорит. Самолеты просто так не падают…







Ной Хоули

Ной Хоули: Да, он говорит (читает): «Самолеты просто так не падают, это саботаж. Это ракета, выпущенная с плеча кого-то на катере. Это самоубийца-джихадист в поясе смертника – возможно, кто-то из экипажа, это убийство, друзья мои, убийство, совершенное врагами Свободы».

Он говорит, что маленькие вещи не случаются с большими людьми. Это похоже на несчастный случай, но это не могло быть несчастным случаем, так что вот вам новость – это НЕ несчастный случай. И чем больше он повторяет это, тем больше людей принимает такой «язык», тем больше реальных фактов искажается.



Дэвид Грин

Дэвид Грин: Пока вы пишите о самолете и о погоне за объяснениями, я не могу перестать думать о реальном инциденте – я имею в виду «Египетские авиалинии» и неутихающие разговоры о терроризме. Я вспоминаю о катастрофе самолета Germanwings, когда было много слухов о том, что же стало причиной катастрофы. Выяснилось, что это был второй пилот, который страдал чем-то вроде психического заболевания.



Ной Хоули

Ной Хоули: Да.







Дэвид Грин

Дэвид Грин: Вы пытались провести параллели?







Ной Хоули

Ной Хоули: Нет, не преднамеренно. Катастрофа «Малазийских авиалиний», которая произошла, пока я писал книгу, тоже была крупной. И знаете, раз уж мы начали с отрывка о том, как трудно предсказать, где каждый из нас окажется… Так вот, я думаю, что авиакатастрофа – отличный способ проиллюстрировать эту идею, ведь ситуацию в полете контролирует только один человек – пилот. И остальные из нас отдают в его руки свои жизни. Этим авиакатастрофы и любопытны – мы видим себя. Мы все летаем и знаем, как беспомощны в эти моменты. И нам хочется понять, почему такое происходит, – в конце концов, нам всем лететь в Чикаго в следующий четверг. Понимаете?



Дэвид Грин

Дэвид Грин: Вы боитесь летать?







Ной Хоули

Ной Хоули: Нет, я все время летаю. И я написал о паре аварий в своих книгах – думаю, это мой способ надеяться, что у Вселенной нет чувства иронии.





Дэвид Грин

Дэвид Грин (слышен смех): Если вы об этом написали, этого с вами не случится.







Ной Хоули

Ной Хоули: Именно.






Дэвид Грин

Дэвид Грин: Ной, большое спасибо.







Ной Хоули

Ной Хоули: Спасибо.







Дэвид Грин

Дэвид Грин: Это был Ной Хоули, писатель. Его новый роман называется «Перед падением». И вы слушаете MORNING EDITION на NPR News. Я Дэвид Грин.






Оригинал новости






Подпишитесь на новости
Email *
Имя



Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь с помощью:

Возврат к списку