Здравствуйте, Дмитрий! Поздравляю вас с выходом «Закон свободы»! Пожалуйста, расскажите нам немного о вашей новой книге.
Об этой книге я могу сказать одно - при ее написании некоторые моменты шокировали даже меня самого. Как это происходит? Очень просто. Ты ведешь героя, описывая его характер, действия, поступки - и понимаешь, что в какой-то ситуации он просто не может поступить иначе. Или сложившиеся обстоятельства не могут поступить иначе с ним. И тогда наступает шок для автора - с которым нужно справиться и работать дальше, не веря тому, что это пишешь ты, а не кто-то другой. Об этой ситуации отлично высказался Борис Гребенщиков: "А потом, словно дьявол с серебряным ртом, Он диктует строку за строкой, И когда мне становится страшно писать, Говорит, что строка моя". Так вот, в "Законе свободы" таких шокирующих моментов довольно много. И я искренне завидую тем, кто будет читать эту книгу впервые - такие моменты обычно не забываются, и остаются в памяти надолго.
Насколько вам сложно сталкивать Снайпера с новыми испытаниями после всего того, что он уже пережил? Не возникает ли желания поработать с другим главным героем, дать Снайперу отдохнуть? Или Снайпер и сам уже не хочет отдыхать? Насколько вы за столько книг сжились с героем, сколько в Снайпере от вас и сколько в вас от Снайпера?
Дело даже не в моих желаниях. В конечном итоге любой автор работает не для себя, а для своих читателей. И вот однажды я на своей странице ВКонтакте провел опрос на тему, аналогичную Вашему вопросу. Скриншот того опроса прикладываю - думаю, этот ответ лучше любых слов иллюстрирует отношение читателей к замене Снайпера на какого-то другого главного героя. По второй части Вашего вопроса отвечу так: конечно, образ Снайпера собирательный. Но в то же время невозможно правдиво описать героя такого уровня, не имея соответствующего личного опыта.
И все же - насколько сложно придумывать для него новые испытания после всего, через что он уже пришел? Расскажите вообще, откуда вы черпаете идеи для новых книг, и как обычно протекает ваш процесс работы над книгой? Планируете ли вы сначала весь сюжет в общих чертах, или герои, как и в случае с "Законом свободы", имеют тенденцию вас удивлять и даже шокировать?
Конечно, это непросто. Но когда ты настроил себя на написание очередного романа, идеи приходят сами, можно сказать, из ниоткуда. Например, взгляд зацепился за что-то интересное для тебя - и вот уже из этого интересного в голове практически мгновенно формируется сюжет очередного эпизода. Из этого и получается книга: днем ты обдумываешь очередной эпизод, а ночью его записываешь. Причем что интересно - часто получается так, как отмечал еще в начале двадцатого века Василий Розанов: идешь к столу, собираясь написать одно, садишься - и записываешь совершенно другое.
В моем случае сюжет никогда не планируется. Просто не умею я писать с синопсисом. Мои герои живут своей жизнью, а я просто записываю, что с ними происходит, вот и всё. Кстати, отмечу особо - такую манеру написания издательства не особо приветствуют. Поэтому отдельное спасибо редакторам АСТ за понимание специфики моего творчества.
То есть получается, вы пишете по ночам? Расскажите, пожалуйста, как проходит ваш стандартный рабочий день (или ночь?), когда вы работаете над книгой?
В моей рабочей ночи нет ничего особенного. Разве что писать я начинаю очень поздно. Обычно часа в два-три ночи наступает самый лучший контакт с... творческой составляющей, ноосферой, вдохновением - назвать это можно по-разному, но суть одна. Странное, но непременное условие: в моем случае нужно, чтобы мне уже немного хотелось спать. Возможно, это аналог того измененного состояния сознания, о котором писал Хемингуэй, мол, "писать нужно пьяным". Но поскольку к алкоголю я равнодушен, то мой метод вот такой. Работаю я примерно три часа, после чего наполненная за день "чаша впечатлений" опустошается. Дальше - всё, ни строчки не получится, проверено. Иду спать, а завтра - новый день с тренировками по рукопашному бою и силовой подготовке, ибо основная моя работа всё-таки тренерская.
Днем работаете, по ночам пишете. Дмитрий, когда же вы спите?
Сплю с 5 ночи и далее. Могу проспать до 12 дня, так как преимущественно работаю тренером по вечерам. Хотя и днем тоже бывают тренировки. Но тут уже как получится.
Скажите, Дмитрий, а за годы вашей карьеры работа над книгами как-то для вас поменялась? Может, появились какие-то привычки помимо работы по ночам, или приметы или излюбленные приёмы, или к каждому новому роману приступаете как к первому?
К каждому новому роману непременно нужно подходить как к самому первому. То есть, с полной самоотдачей. Но при этом очень стараться избегать штампов, иначе читатель почувствует фальшь, и рано или поздно перестанет читать автора, подающего одно и то же блюдо под разными соусами. Не скрою, с каждым новым романом всё сложнее писать то, чего уже не писал ранее. Поэтому приходится изобретать новые сюжетные ходы, повороты, линии... Но это и хорошо. Чем больше ты работаешь в направлении "писать так, как не писал раньше", тем интенсивнее растешь как автор.
Скажите, сложились ли у вас за прошедшие годы какие-то рецепты идеальной книги или блокбастера - то есть, что должно быть в книге, чтобы она обязательно понравилась вашему читателю?
Сложилось понимание того, что нужно моему читателю. Именно моему - не факт, что данный рецепт подойдет другому автору. Например, я очень внимательно слежу за подачей материала, за языком повествования. Текст должен читаться легко, быть понятным. Конечно, это и тщательно прописанные боевые сцены, то, в чем автор, пишущий боевую фантастику, просто обязан стать специалистом. Ну и писать нужно так, чтобы тебе самому было интересно. Иначе читатель немедленно почувствует фальшь, и это будет первым шагом к потере читательской аудитории.
Кстати, бытует мнение, что для качественного написания боевых сцен в боевой фантастике автор непременно обязан иметь за плечами опыт службы в армии. А как вы считаете, Дмитрий? И помогает ли вам в написании книг ваш собственный военный опыт?
Мнение абсолютно верное. И дело тут даже не в опыте боевых действий (которого в армии человек может и не получить), и не во владении различными видами стрелкового оружия (которое можно освоить в гражданских стрелковых тирах, сейчас эта услуга общедоступна). Дело в пресловутых "тяготах и лишениях" воинской службы, которые человек сможет прочувствовать, лишь находясь в армии. И когда этот тяжелый, но, несомненно, полезный в плане выживания опыт переносится на страницы фантастического боевика, читатель верит - да, автор знает о чем пишет. Поэтому юным авторам, мечтающим писать боевую фантастику, я настоятельно рекомендую для начала как минимум отслужить в армии, ибо для написания правдивых и качественных текстов о битвах, выживании и оружии одного прохождения компьютерных игр будет крайне мало.
Существует и еще одно мнение - что боевую фантастику читают исключительно мужчины, однако на ваших презентациях я встречал очень много милых девушек. Как вы думаете, что же влечет к вашим произведениям представительниц прекрасного пола?
Думаю, об этом лучше спросить у самих девушек. Хотя мне кажется, что в боевой фантастике девушек привлекают образы настоящих, целеустремленных, сильных мужчин. При этом отмечу, что такой образ не придумаешь, не "высосешь из пальца". Автор должен сам достаточно долго общаться с такими людьми, чтобы их правдиво описать. При этом отсылаю начинающих авторов к предыдущему вопросу о службе в армии. В мирное время люди с реальным опытом выживания в экстремальных ситуациях обычно довольно замкнутые, не любящие распространяться о своем прошлом. Поэтому пообщаться с ними зачастую возможно только в армии. И тогда в ваших романах образы героев-бойцов получатся выпуклыми, живыми, настоящими, в реальность которых поверят и читатели, и читательницы.
Насколько я могу заметить, вы очень активно общаетесь со своей аудиторией, поддерживаете постоянное присутствие в интернете, активно ведете страничку в контакте, проводите разные активности. Насколько на ваш взгляд сейчас такое активное присутствие автора в Интернете влияет на его успех и насколько ваша активность в соцсетях помогает лично вам? И не стирает ли это какие-то грани между читателем и писателем?
А они нужны, эти грани? Живое общение с читателем ничто не заменит. В группах моих проектов я постоянно провожу опросы, анализирую отклики читателей, рассматриваю пожелания и предложения. Конечно, это очень сильно помогает творчеству.
Давайте ненадолго вернемся к начинающим авторам. Вы уже упомянули, что советуете всем желающим писать правдоподобную боевую фантастику отслужить в армии. А какие еще советы молодым литераторам вы можете дать?
Читать как можно больше. Особенно классиков, пытаясь при этом понять, почему они стали классиками. И, конечно, не забывать про современных талантливых авторов. Например, меня очень многому научили книги Александра Мазина и Василия Орехова.
В последнее время литературные жанры у нас развиваются циклично, некоторые из них на время обретают дикую популярность - типа попаданцев или ЛитРПГ, а затем столь же стремительно исчезают в небытии, но вот тема постапокалипсиса по-прежнему пользуется спросом читателей. Как вы считаете, почему именно довольно мрачному по сеттингу постапокалипсису удается так долго удерживать читательский интерес и какие перспективы ожидают этот жанр в будущем?
Постапокалипсис - тема вечная. О нем рассказывает Библия. Очень яркая картина апокалипсиса описана в скандинавской мифологии (Рагнарёк). Да практически во всех мифах всех народов планеты так или иначе упоминается эта тема. Поэтому кто бы что ни говорил, она никогда не исчерпает себя. Ведь каждому человеку интересно как жить и что делать, если конкретно ему, этому человеку удастся выжить после конца света.
Не поделитесь ли с нашими читателями своими ближайшими творческими планами? Расскажите, пожалуйста, над чем вы работаете в настоящий момент?
В настоящий момент готовится к печати роман "Закон монолита", написанный в серию "СТАЛКЕР". А сейчас я работаю над первым романом моего нового литературного проекта. О чем он - пока секрет. Могу лишь сказать, что а) главный герой в нем - Снайпер б) название романа не "Закон ...". Остальное читатели узнают в феврале-марте следующего года, когда я сдам книгу в издательство.
Спасибо за ответы, Дмитрий! Будем с нетерпением ждать выхода ваших новых книг!
Симоньян Маргарита Симоновна
Райн Александр
Стайнер Кэнди
Нет глаз - нет слез
Джексон Холли
Икки
Клэр Кассандра
Феррари Энцо
Силлов Дмитрий Олегович
Фонтен Максим
Козлов Сергей Григорьевич
Охлобыстин Иван Иванович
Третьякова Наталья Александровна
Земсков Пётр Александрович
Арментроут Дженнифер
Сяо Жусэ
Коста Габриэль
Митрофанова Дарья Сергеевна
Макманус Карен М.
Оно Косукэ
Анонимус
Приветствуем вас в сообществе читающих людей! Мы всегда рады вашим отзывам на наши книги, и предлагаем поделиться своими впечатлениями прямо на сайте издательства АСТ. На нашем сайте действует система премодерации отзывов: вы пишете отзыв, наша команда его читает, после чего он появляется на сайте. Чтобы отзыв был опубликован, он должен соответствовать нескольким простым правилам:
На странице книги мы опубликуем уникальные отзывы, которые написали лично вы о конкретной прочитанной вами книге. Общие впечатления о работе издательства, авторах, книгах, сериях, а также замечания по технической стороне работы сайта вы можете оставить в наших социальных сетях или обратиться к нам по почте support@ast.ru.
Если книга вам не понравилась, аргументируйте, почему. Мы не публикуем отзывы, содержащие нецензурные, грубые, чисто эмоциональные выражения в адрес книги, автора, издательства или других пользователей сайта.
Пишите тексты кириллицей, без лишних пробелов или непонятных символов, необоснованного чередования строчных и прописных букв, старайтесь избегать орфографических и прочих ошибок.
Мы не принимаем к публикации отзывы, содержащие ссылки на любые сторонние ресурсы.
Если вы купили книгу, в которой перепутаны местами страницы, страниц не хватает, встречаются ошибки и/или опечатки, пожалуйста, сообщите нам об этом на странице этой книги через форму «Дайте жалобную книгу».
Если вы столкнулись с отсутствием или нарушением порядка страниц, дефектом обложки или внутренней части книги, а также другими примерами типографского брака, вы можете вернуть книгу в магазин, где она была приобретена. У интернет-магазинов также есть опция возврата бракованного товара, подробную информацию уточняйте в соответствующих магазинах.
Если у вас есть вопросы о том, когда выйдет продолжение интересующей вас книги, почему автор решил не заканчивать цикл, будут ли еще книги в этом оформлении, и другие похожие – задавайте их нам в социальных сетях или по почте support@ast.ru.
В карточке книги вы можете узнать, в каком интернет-магазине книга в наличии, сколько она стоит и перейти к покупке. Информацию о том, где еще можно купить наши книги, вы найдете в разделе «Где купить». Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания по работе и ценовой политике магазинов, где вы приобрели или хотите приобрести книгу, пожалуйста, направляйте их в соответствующий магазин.
Запрещается публиковать любые материалы, которые нарушают или призывают к нарушению законодательства Российской Федерации.
Для этого войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.